В новом, предъюбилейном, 59-м творческом сезоне Дворца культуры «Нефтехимик» зрителей ждет немало открытий и сюрпризов. Одним из них станет премьера рок-оперы Игоря Демарина «Парфюмер», которую ангарчане смогут увидеть в субботу, 23 ноября. В столице концертная версия спектакля вышла в 2010 году, у нас в городе идут последние репетиции ангарского варианта рок-оперы.
– У нас в репертуаре уже есть рок-опера, созданная силами коллективов дворца – это «Иисус Христос – суперзвезда», – рассказывает руководитель вокальной студии «Ретро» Елена Лелюк – человек, без творческой смелости и упорства которого ангарского «Парфюмера» бы не случилось. – Идея поставить на сцене «Нефтехимика» рок-оперу композитора Игоря Демарина появилась больше года назад в Санкт-Петербурге, во время международного вокального конкурса, когда мы искали материал для следующей постановки. Тогда демаринская музыка произвела на нас огромное впечатление и сыграла решающую роль при выборе.
Уже по первой поставленной студией рок-опере можно сделать вывод: простыми путями здесь не ходят. Одно это название – «Парфюмер» – в сознании рядового зрителя невольно ассоциируется с ароматом чего-то запретного и скандального. Кого-то смущает откровенная чувственность темы, у других вызывает отторжение сама идея выведения на первый план персонажа заведомо отрицательного. Связано настороженное отношение и с нашумевшим одноименным фильмом Тома Тыквера.
Но предубеждение чаще всего порождается невежеством. Таких «парфюмеров» хватало во все эпохи и во все времена. Далеко ходить не надо – «великие вожди» 20 века Гитлер и Сталин уничтожили куда больше людей, а толпой управляли куда виртуознее жалкого Жана-Батиста Гренуя. Сообщения о появлении маньяков – кто знает, может быть, не менее гениальных, чем герой романа немецкого писателя Патрика Зюскинда – не сходят со страниц криминальной хроники. Вопрос в другом: почему появляются такие люди, кто в этом виноват? На него-то и попытаются ответить в рок-опере ангарские артисты.
По словам Елены Лелюк, от оригинальной версии «Парфюмера» ангарский вариант будет несколько отличаться. Идею показать превращение человека в монстра Игорь Демарин совмещает с его, может быть, частичным, но оправданием. Его Гренуй, отверженный людьми и убивавший прекрасных девушек, чтобы «создать духи любви» и заставить себя полюбить, вызывает сочувствие, очаровывает публику. В ангарском «Парфюмере» акценты смещены: монстр останется монстром.
У премьерной рок-оперы много сильных сторон. Это, прежде всего, голоса ангарских исполнителей. Вокальные силы подтянуты также из Иркутска и даже Новосибирска – из этих городов приедут исполнительницы женских ролей Юлия Сайко и Елена Шевченко. Основные мужские партии – у солистов студии «Ретро» Артема Бочкарева, Сергея Игумнова и Сергея Шушарина. Вокалисты студии «Ретро» и ансамбля «Элегия» выступят в качестве хора, которому в опере принадлежит почетная роль «рассказчика».
Отдельного восхищения достойна музыка «Парфюмера»: она вмещает в себя целый спектр – от академической лирики до элементов хард-рока. Особую ценность постановке придаст «живое» музыкальное сопровождение: участником действа станет гитарист ангарской рок-группы «Коллизия» Владимир Михайлов. («Иисус» этим не мог похвалиться.)
Текст либретто Юрия Рыбчинского был немного адаптирован для неиспорченной провинциальной публики. И действия на ангарской сцене будет больше, чем в московской постановке: в спектакле, как и в работе над «Иисусом Христом – суперзвездой», активное участие принимают коллективы ДК. В «Парфюмере» задействованы артисты народного цирка «Шари-вари» Татьяны Андреевой и ансамбля сибирского танца «Багульник» под управлением Михаила Банина. Превосходные танцевальные композиции готовит шоу-группа «Маргарита».
Общими усилиями артистам «Нефтехимика» предстоит поведать историю, после которой зритель должен будет сам решить, кем же был Гренуй – непризнанным гением или «существом страшнее всех зверей»? И прав ли был Пушкин, утверждая, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?