Даже из самой сложной жизненной ситуации есть выход. Речь идет о непростых психологических проблемах людей. Даже если в нужный момент рядом не оказалось близкого человека, способного понять и утешить, вы не одиноки. Достаточно набрать номер телефона доверия и связаться с психологами. В канун профессионального праздника специалистов по тайнам человеческой души мы хотим вам рассказать о работе службы «Телефон доверия».
В Иркутске служба «Телефон доверия» работает с 1998 года в составе амбулаторного психотерапевтического отделения и является структурным подразделением Иркутского областного психоневрологического диспансера. Для службы «Телефон доверия» выделены две круглосуточные линии с телефонными номерами: 24-00-09 и 24-00-07, включенными в единую базу данных РАТЭПП (Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи). На телефоне круглосуточно работают медицинские психологи и врачи-психотерапевты.
С декабря 2010 года, для обеспечения детей и подростков телефоном доверия, была выделена бесплатная федеральная линия: 8-800-2-000-122.
Телефон доверия – один из видов социально значимых услуг. С его помощью людям, находящимся в сложной жизненной ситуации, предоставляется возможность анонимного телефонного разговора с квалифицированным консультантом. Ежемесячно на номера телефона доверия поступает около 100 звонков от граждан.
В ходе разговора абоненту может предоставляться информация и психологическая поддержка, а абонент может передавать сведения консультанту. Телефон доверия часто используется для консультирования по сложным, противоречивым темам, обсуждение которых в личной беседе может быть затруднительным: межличностные и сексуальные проблемы, употребление наркотиков и алкоголя и так далее.
Консультирование по телефону доверия строится на нескольких базовых принципах:
– анонимность абонента и консультанта: оба они не обязаны называть себя, сообщать своих личных данных; консультант часто выступает под псевдонимом, абонент может назваться любым именем или вообще не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется – это обеспечивает безопасность собеседников;
– конфиденциальность: содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне; может собираться лишь статистическая информация о звонке – категория проблемы, возраст абонента (если он его сообщил), его социальное положение;
– толерантность: взгляды, которые высказывает абонент, не осуждаются и не критикуются, что позволяет создать комфортные условия для разговора и эффективной работы с проблемой;
– управление разговором: абонент может в любой момент прервать разговор, то же может сделать при определенных условиях и конультант.
Служба «Телефон доверия» является важным звеном экстренной психологической и психотерапевтической помощи с целью разрешения острых суицидальных состояний. Круглосуточно помогает предотвратить многие социально опасные действия, предотвратить агрессию и аутоагрессию, служит для оказания консультативной помощи в сложных жизненных ситуациях, проведения семейной психотерапии, психологической помощи при различных стрессовых состояниях, а также для оказания других видов помощи.
На телефон доверия могут звонить представители всех возрастных групп и категорий населения, нуждающиеся в помощи, а также члены их семей, зависимые и «созависимые» граждане. Телефон доверия позволяет выявлять характерные проблемы: недостаток социального опыта, дефицит общения, проблемы инвалидов, подростков и др.
Когда тебе плохо или ты нуждаешься в помощи, запомни и звони на эти три телефонных номера: 24-00-09; 24-00-07 (в Иркутске) и 086 (в Ангарске).
Владимир Салмин, заведующий амбулаторным психотерапевтическим отделением ОГБУЗ «ИОПНД»