27 ноября 1953 года был открыт первый в Ангарске трамвайный маршрут. Сейчас этот день считается официальной датой рождения «Ангарского трамвая».
Как это было...
60 лет назад, в одиннадцать утра, к остановке «Техникум» подошли три вагона. Открытие трамвайного движения приветствовали делегаты 3-й городской партийной конференции, а также множество простых ангарчан. Честь управлять первым вагоном выпала Алексею Спиваку. В тот день трамвай работал до пяти часов. 29 ноября прибыли первые ангарские водители, сдавшие экзамены в ГАИ, – Александра Рыжова и Клара Воробьева. Работа пошла в штатном режиме: с шести утра до часу ночи.
За один месяц 1953 года вагоны набегали 19,3 тысячи километров (по линии протяженностью всего семь километров!), перевезли 200,6 тысячи пассажиров. Коллектив трамвайного цеха на 1 января 1954 года составил 58 человек.
До 1955 года у трамваев не было ни полноценного депо, ни стационарной ремонтной базы. Вагоны стояли прямо на улице, около маленькой диспетчерской. В 1955 году появились здания нынешнего депо и был освоен плановый ремонт подвижного состава.
Конечно, тогдашние трамваи сильно отличались от нынешних. Это были четыре вагона МТВ-32 производства Рижского вагоностроительного завода. Они, кстати, оказались очень живучими и ходили по ангарским маршрутам вплоть до 1975 года. Потом их сменили другие рижские вагоны – серии РВЗ-6М. Многие ангарчане именно их и запомнили как трамваи молодости и детства: округлая крыша, складные двери и большие мягкие сиденья с подогревом. Правда, мало кто знает, что по-настоящему тепло в салонах стало только благодаря ангарским умельцам. Именно они переделывали в рижских трамваях систему отопления, рассчитанную на теплый прибалтийский климат.
Последний вагон марки РВЗ-6М состоял на службе до нового тысячелетия. И был... предательски продан иркутянам. Теперь соседи восстановили ретро-вагон и сделали из него кафе на колесах. А какая память останется ангарчанам? Оказывается, свой раритет есть и у нас. Трамвай той же марки сохранился в Ангарске как служебный, его собираются реставрировать.
Трудовые будни...
Сегодня протяженность трамвайных путей в Ангарске составляет 77,7 километра. На линию выходят 65 вагонов. За 60 лет все ангарские трамваи вместе пробежали 275 миллионов 100 тысяч километров.
На предприятии работают 413 сотрудников. Вступил в должность новый директор – Михаил Савинов, более 30 лет отдавший железнодорожной службе Ангарского управления строительства.
Мы проходим по цехам предприятия вместе с директором Михаилом Савиновым и главным инженером Дмитрием Тимошенко. Вот здесь ремонтируют колесные тележки. Это когда-то первые вагоны были двухосными и неповоротливыми. Нынешние куда маневреннее. Но и им нужен ремонт. Махины, которые весят по 18 тонн, поднимают специальным подъемником, выкатывают тележки и разбирают их на колесные пары. От соприкосновения с рельсами металлические, казалось бы, вечные трамвайные колеса стираются. Но подлежат ремонту. Были бы руки!
По словам Дмитрия Николаевича, на предприятии вообще многое умеют ремонтировать своими руками: и электрику, и двигатели, и ходовку, и даже детали салона.
В малярном цехе транспорт красят. А еще обновляют таблички с номерами и названиями маршрутов. Чтобы вагон, который в среднем служит 16 лет, выглядел достойно, он должен проходить покраску практически ежегодно.
А еще регулярно требуют ремонта и очистки трамвайные пути. По словам Михаила Савинова, на сегодня самый сложный участок путей – улица Коминтерна. Там их не меняли с 1988 года. А вообще в аварийных числится 31 километр путей. Этим рельсовым дорогам нужен ремонт. Постоянного обслуживания требует и электросеть, питающая самый экологичный на свете транспорт. С напряжением 600 вольт рабочие справляются без опасности для жизни – их выручает вышка с двойной степенью изоляции.
Ну а самую большую нагрузку, конечно, несут водители и кондукторы, которые всегда на передовой – в жару, в мороз, с утра и до позднего вечера.
27 ноября у «Ангарского трамвая» праздник – 60-летие. И пускай зарплаты здесь не такие высокие, как на градообразующих гигантах, работа этих людей не менее нужная. И даже в праздник они помнят, что работают для нас, ангарчан. И приготовили всем жителям города подарок: 27 ноября нарядный праздничный вагон будет абсолютно бесплатно возить пассажиров по маршруту №3.
А 29 ноября, в 17.00, трамвайщики отметят свой юбилей в ДК «Нефтехимик». На празднование ждут всех ветеранов, когда-то работавших на этом предприятии, а также простых ангарчан, желающих поздравить работников самого социального и экологичного транспорта. Они заслужили наши поздравления!