Сегодня мы поговорим о проблемах МУП «ЖЭТ-2». Почему мы опять вспоминаем это предприятие? Да просто нельзя не вспомнить!
ЖЭТ-2 на сегодняшний момент по сути находится в состоянии банкротства. На прошлой неделе работники предприятия пришли в администрацию города с совершенно справедливым требованием выплатить заработную плату за последние два месяца. А выплатить невозможно – счета МУП «ЖЭТ-2» арестованы, все подчистую.
Казалось бы, надзорные органы представляют юридически грамотные люди. Но каждый мало-мальски юридически подкованный человек понимает, что в структуре счетов есть такая строка, как заработная плата работникам, которую ни при каких обстоятельствах блокировать нельзя. Так что двигало надзорными органами – неграмотность или нарочитость от полной безнаказанности? Какая-то патология появилась у надзорных органов с приходом новой городской власти – арестовывать счета предприятий, оставляя работников муниципальных предприятий без зарплаты. Как мы помним, совсем недавно такую же «операцию» провернули и в МКП «Благоустройство». Там заработную плату невозможно было выплатить три месяца.
Даже простому обывателю понятно, что это не что иное, как преднамеренное создание протестного настроения в отношении новой администрации города.
Рассмотрим причины ареста счетов предприятия. Сумма долга ЖЭТ-2 составляет около 3 млн рублей, из них:
600 тыс. руб. – долг перед Иркутскэнерго за 2009-2010 гг.;
580 тыс. руб. – долги за вывоз и утилизацию ТБО за 2009-2012 гг.;
1800 (по другим расчетам 1300) тыс. руб. – спорные долги перед ОАО «ДОСТ» за 2012 г.
Обратите внимание: долги копились на протяжении минимум четырех лет до прихода новой власти, и никому из надзорных органов, включая прокуратуру, до них не было дела. Возможно, у них, как говорят в народе, «шея длинная, а резьба мелкая» – долго доходит. Но дело, как мне видится, в другом – не было заказа. Сегодня он очевидно имеется.
Вы можете представить, что прокурор как гарант соблюдения законов в нарушение законодательства станет инициировать арест счетов МУПов, которые курирует его собственная жена, занимая должность зампредседателя ДУМИ? Я лично нет. Но что же перевернулось в голове этого с позволения сказать гаранта после того, как супруга была уволена? Почему к законодательству он стал подходить избирательно, подчиняясь какой-то собственноручно изобретенной формуле?..
А вот то, как хозяйничали председатель ДУМИ Мария Алёхина и ее подчиненная Ия Погудина, и почему одна уволилась заблаговременно, а другая ушла «по-английски» – тема отдельной публикации. «Авгиевы конюшни», навороченные Погудиной и Михайловым, сегодня разгребает администрация Жукова. Сами же «конюшенные строители» нашли приют на АНХК. Возможно, там такие «спецы» нужны.
Кстати, вы заметили, – о чем бы я ни писал в последнее время, постоянно всуе упоминаю прокурора? Сам удивляюсь этому обстоятельству: если есть проблема – ищу и нахожу следы прокурора. О культуре начну писать, все равно выйду на прокурора. Везде он поспевает…
Но вернемся к ЖЭТ-2. Как вы поняли, предприятие это проблемное, хотя и перспективное. И проблемы эти возникли не сегодня и не вчера, они копились годами. Главная беда в том, что создавались они искусственно и не совсем чисто. А как все начиналось…
Жилфонд и система ЖКХ были переданы ЖЭТ-2 из владения АЭХК. Излишне напоминать, что в то время комбинат был «упакован» по полной программе. И отношение к ЖКХ В.Ф. Новокшенова, а впоследствии В.П. Шопена было столь же ответственным, что и к основному производству. Поэтому городу была передана добротная, «вкусная», сбалансированная материальная база с современным по тем временам оборудованием, ухоженный жилищный фонд, нормальная инженерная инфраструктура и коммуникации. По сравнению со старой частью города практически совершенная коммунальная система. ЖЭТ-2 на этой базе должен был процветать и развиваться, невзирая на все кризисы. Вместо этого – долги и проблемы.
В 2007 году Ангарск возглавил Леонид Михайлов. Его администрация тут же приступила к «реанимации» ЖЭТ-2 «по-михайловски», которая заключалась в том, что у муниципального предприятия было изъято и передано в частные руки (ДОСТу) более миллиона квадратных метров коммерчески привлекательного жилищного фонда в «квартале» и микрорайонах, материальная база, техника, оборудование, технический персонал.
В результате те многоквартирные дома, которые приносили прибыль муниципальному предприятию, перешли в ДОСТ и стали приносить прибыль частной управляющей компании. А МУПу навесили нерентабельные двух-, трехэтажки и общаги в старом городе и Цемпоселке. ЖЭТ-2 из благополучного предприятия превратился в «помойку».
Одновременно с Михайловым в конце 2007 года к власти пришел и Владимир Жуков, который возглавил городскую Думу. Пришел и сразу понял: в городском хозяйстве творятся дела очень даже неприглядные. Начал задавать «неудобные» вопросы, в том числе и по «квартальской» системе ЖКХ, и по ЖЭТ-2, и по ДОСТу и т.д. Направили КСП, провели качественную проверку состояния дел на муниципальном предприятии. И пришли к выводу, что ЖЭТ-2 по существу готовят к преднамеренному банкротству. По отношению к предприятию осуществляются действия, которые можно обозначить как противоправные, мошеннические.
Приведем данные из Акта проверки КСП г. Ангарска от 18 июня 2008 г.:
В июне 2006 году распоряжением КУМИ АМО в хозяйственное ведение МУП «ЖЭТ-2» было передано 48 единиц транспортных средств. И уже на следующий день директор МУП АМО «ЖЭТ-2» В.П. Пасечников обратился в КУМИ с просьбой согласовать отчуждение переданного транспорта. При этом еще в мае 2006 года МУП «ЖЭТ-2», за месяц до того как ему было это имущество передано, заключило договор с ООО «Центр оценки». Как они там договаривались и почему администрация Михайлова и прокуратура на этот «договор» закрыли глаза, догадайтесь с трех раз, но «экспертная» оценка впечатляет откровенным цинизмом: балансовая стоимость – 3 690 837 руб., остаточная – 609 757 руб., оценочная – 461 380 рублей с НДС.
То, что балансовая стоимость явно занижена, оставим за скобками (цена спецтелевышки ЗИЛ-130 МШТС-4М никак не может составлять 17 тысяч рублей, даже в 1985 году, даже в советских рублях). Но то, что оценочная (продажная) стоимость может быть почти в полтора раза ниже остаточной – это за пределами здравого смысла. Заметьте, продавалась спецтехника, реальная цена которой, даже подержанной, от 150 тысяч и выше.
В июле того же года ЖЭТ-2 успешно продает 15 единиц спецтехники ООО «Контакт +» и 33 единицы – РСП ОАО «ДОСТ» по оговоренной (оценочной) цене, т.е. в общем за 460 тысяч рублей. Шикарная сделка: это цена от силы пяти, но уж точно не пятидесяти единиц! Какие законы рынка здесь были учтены, непонятно, но какие коррупционные законы (схемы) восторжествовали – мне лично вполне понятно.
Фактический ущерб, нанесенный городской казне, составил, полагаю, не один десяток миллионов. Дело требовало тщательного расследования, выходящего за рамки полномочий КСП – немедленного вмешательства прокурора. Вопиющий же факт! И что в ответ? Цитата: «По обстоятельствам реализации 48 единиц специализированной техники, находящейся в ведении МУП «ЖЭТ-2»… проводилась проверка…, по результатам которой в возбуждении уголовного дела… отказано в связи с отсутствием в действиях события преступления. Д.М. Погудин». Во как завернул, во как навострился отписываться! Нет события преступления! Из городского бюджета одномоментно уплыло 15-20 миллионов рублей – это никакое не событие. И тем более никакое не преступление. Это, по мнению прокурора, честная сделка. Заметим, что таких прокурорских отписок у районной и городской администраций по выявленным ими вопиющим фактам накопились многие десятки…
В том же 2006 г., через пять месяцев после передачи из муниципалитета, руководство ЖЭТ-2 списало «подчистую» 4 единицы а/т средств и компрессор ЗИФ-55В на сумму 325 тыс. рублей (заметьте, списали 4 единицы за 325 тысяч, а 48 продали – за 460 тысяч – чувствуете разницу?). Якобы сдали в металлолом, при этом умудрились занизить вес «лома» на 12,5 тонны.
Вместо того чтобы поднимать, ЖЭТ-2 постоянно гробили, лишили техники, оборудования, материальной базы. Кому это выгодно? Прокурор повода для расследования не нашел, возможно, посоветовался с супругой, которая в то время не то уже работала в ДУМИ, не то еще только оформлялась.
Пока он занимался отписками, зашевелились администрация и Дума Ангарска. Они отреагировали, как сейчас любят выражаться, асимметрично – убрали того, кто обозначил и остро озвучил ангарские коррупционные проблемы (Жукова с поста председателя городской Думы), и того, кто стал профессионально раскручивать клубок коррупционных схем (Кажаеву с поста председателя КСП)…
С момента, когда Ия Погудина стала работать в городской администрации, та сразу повеселела. Через руководство ЖЭТ-2 реализовала «проект» администрации по демонтажу еще даже и не созданного муниципального автотранспортного предприятия. Именно в боксах ЖЭТ-2 были поставлены 29 свеженьких автобусов, приобретенных на специально выделенные федеральные деньги. И именно там 22 из них благополучно сгорели. А заодно выгорел до невосстановления муниципальный гараж. Общий ущерб составил более 120 миллионов рублей. Это неофициально. А официально кто же в этом признается? Публично называли и 45, и 60 миллионов.
Уголовное дело прекращено, прокурор опять не нашел состава преступления. Виновных нет. Вообще! Как будто автобусы сгорели из-за стихийного бедствия! Депутаты довольны, администрация довольна, прокурор доволен – Жуков недоволен: пишет по инстанциям. Прокурор и городская администрация уверены в своей безнаказанности…
Тем временем ЖЭТ-2 ДОСТу, который поглотил жилфонд и большую часть его материальных ресурсов, еще остался должен. Как я уже писал выше, то ли 1,8, то ли 1,3 миллиона рублей. На самом деле это никакие не долги, есть все основания предполагать, что разрабатывалась очередная «хитрая» схема. Вероятнее всего, с целью оттяпать последний реально лакомый кусок у ЖЭТ-2 – ремонтную базу в 221 квартале. По процедуре банкротства.
Когда «лепились» эти «долги», ЖЭТ-2 и ДОСТ возглавляли братья Карпущенки, ДОСТ – старший, а ЖЭТ-младший. Эту базу не экспроприировали до поры лишь потому, что она содержала непомерно большой административный корпус. ДОСТ спокойно пользовался производственными площадями, станочным парком и извлекал из этого весьма существенную прибыль. А город расплачивался (через субсидии ЖЭТ-2) за все коммунальные платежи. Оба брата были «в поряде». Чувствуя грядущие перемены, они рембазу, похоже, решили прибрать к рукам. Город терпел убытки, МУП обреченно катилось к банкротству. Остались последние штрихи. Не успели – власть в городе сменилась.
А прокурору все это время было вроде как и невдомек, что ЖЭТ-2 искусственно создавали долги, готовили к преднамеренному банкротству, к распродаже остатки его имущества. Причем кредитор (ДОСТ) будет иметь преимущественное право забрать приглянувшуюся ему промбазу. Городу грозит потеря остатков муниципальной недвижимости, одновременно арестовываются счета муниципального предприятия-должника. Что происходит с «оком государевым»? Либо он наивный и не видит очевидного, тогда ему хочется сказать: «Простота хуже воровства». Либо живет по принципу: «Грех быть у воды и не напиться». Тогда очевиден вопрос другой: «А нам такой прокурор нужен»?..
ЖЭТ-2, безусловно, будет работать, и работать эффективно. Сегодня предприятие возглавляет Владимир Зеленцов, который подготовил толковые предложения. Обозначена стратегия выхода предприятия из кризиса и его развития и сделаны первые шаги в этом направлении. Депутаты поддержали инициативу администрации – МУПы в системе ЖКХ нужно возрождать, это оздоровит конкуренцию в этой сфере услуг.
Сегодня прокурор откровенно препятствует осуществлению контроля муниципалитетом деятельности УК. Значит, контролировать УК будет собственник жилья через ТСЖ, через собрания, через выбор эксплуатационных предприятий. И если собственники будут выбирать муниципальные предприятия, те попадут под двойной контроль – со стороны самих собственников и со стороны муниципальной власти. Уверен, уже в 2014 году ЖЭТ-2 будет полноправным и вполне конкурентным участником сферы обслуживания в системе ЖКХ.
Только почему каждое очевидно необходимое начинание город, городская власть должны осуществлять с кровью, через искусственное преодоление, через прокурорские рогатки? Сколько раз уже говорилось – не надо нам помогать (тем более делать это вы не умеете). Просто не мешайте. Есть необходимость проверять – проверяйте. В рамках закона в и пределах разумного. Но когда проверки становятся орудием заказа – получите адекватный отпор.
Прокурор территории возглавляет главный надзорный орган на этой территории. То есть здесь он – высшее должностное надзорное лицо. Государственное лицо (или государево око, если хотите) с офицерскими погонами на плечах, наделенное исключительными полномочиями и обремененное исключительной ответственностью. Какими качествами должен обладать такой государственный муж?
Он должен быть:
– человеком слова, дела и чести, офицерской чести;
– принципиальным, достойным, порядочным и справедливым;
– профессионалом, государственником, патриотом страны и города, в котором служит и которому служит.
Он должен обладать трезвостью мыслей и обдуманностью поступков, пониманием их последствий, умением признавать свои ошибки.
А теперь задайте сами себе вопрос – каким из этих критериев отвечает Дмитрий Погудин? И когда ответите на него, подумайте еще раз – а нужен ли вам такой прокурор, как он? Просто решите это для себя…
Последствия придут сами…
Александр Пашков