23 ноября в Ангарске состоялась громкая премьера – на сцене Дворца культуры «Нефтехимик» показали рок-оперу «Парфюмер», созданную российским композитором Игорем Демариным по одноименному роману Патрика Зюскинда. Спектакль, поставленный объединенными усилиями четырех творческих коллективов дворца, стал прорывом в культурной жизни города.
В зале полный аншлаг, перед началом на ступенях «Нефтехимика» спрашивали лишний билетик – подобного здесь не случалось долгие годы, такого не увидишь и на представлениях заезжих москвичей. И зрители, активно раскупавшие билеты, чтобы увидеть ангарскую версию нашумевшей драмы, не обманулись в своих ожиданиях. История, которую рассказали вокальная студия «Ретро» и ансамбль «Элегия», цирковая студия «Шари-вари» и шоу-группа «Маргарита», не оставила равнодушным ни одного человека, а кого-то потрясла до слез.
О том, как шла работа над рок-оперой, мы поговорили с исполнителем заглавной роли – солистом студии «Ретро» лауреатом международных конкурсов вокалистов Артемом Бочкаревым.
– Какой была твоя реакция, когда ты узнал, что будешь играть на сцене Жана-Батиста Гренуя из знаменитого «Парфюмера»?– К этому персонажу у меня не было особого предубеждения. Получилось, что я сначала послушал рок-оперу, потом прочитал книгу, по мотивам которой она написана, и только после этого посмотрел известный фильм. Мы решили, что будем ставить «Парфюмера», когда с моим коллегой Сергеем Игумновым и нашим руководителем Еленой Лелюк ездили год назад на международный конкурс вокалистов «Гран-при Санкт-Петербурга». Сразу было ясно, что мне предстоит петь Гренуя. Тогда я обратил внимание только на потрясающую музыку рок-оперы и посчитал, что спеть главную партию вслед за Демариным не составит особого труда.
– Это действительно оказалось легко?– С текстом было легко. Обычно я его заучиваю, стараюсь запомнить, а здесь как-то все само легло на память. Сложности начались после того, как наш режиссер-постановщик Елена Лелюк сместила акценты в рок-опере: ее не устраивал романтичный и обаятельный маньяк Демарина. Мне-то он как раз понравился, а оказалось, что придется быть беспринципным, жестоким убийцей. В такой роли я себя не представлял. Очень этого не хотелось – я попросту стеснялся быть таким на сцене. Поначалу пробовал возражать, сопротивлялся, протестовал, даже психовал. Елене Петровне в последние два месяца пришлось много со мной разговаривать, объясняя, что от меня требуется.
– Гренуй не первая твоя актерская работа, в 2011 году ты дебютировал в роли Пилата в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», которую также поставила Елена Лелюк. Тогда тоже возникли трудности?– Роль Пилата совсем небольшая. Кроме того, там все движения были расписаны до мелочей: пойди туда, подними руку, опусти, передай микрофон. С Гренуем это бы не прошло, он центральный персонаж, история его жизни рассказывается со сцены. В «Парфюмере» мне впервые пришлось выступать в роли, где нужно было не только вокально, но и актерски показать персонаж. Гренуй ужасен, но он должен быть естественным в своей одержимости. Ведь мы показываем, как и почему он стал таким. Перевоплощаясь в маньяка, выходя на сцену в его настроении, я уже получал удовольствие от игры. Даже немного импровизировал.
– Как ты думаешь, работа над этим образом будет иметь для тебя какие-то последствия? – Они уже есть (смеется – авт.)! На следующий день после спектакля мне надо было выходить на сцену «Нефтехимика» с песней Константина Меладзе «Небеса». И я поймал себя на мысли о том, что пою эту песню не так, как раньше. Расслабился, совсем не думал о словах, хотелось играть, быть в образе. Если мы будем повторять «Парфюмера», думаю, что буду петь уже иначе. Елена Петровна как-то сказала, что эта рок-опера в каждом из исполнителей что-то изменит, чему-то научит.
– Образ Гренуя тебе удался блестяще. В твоем исполнении он вызывал и жалость, и ненависть, и любовь. Ты находишь в себе какие-то общие черты со своим героем? Актеру ведь нужны какие-то точки соприкосновения с персонажем, чтобы перевоплотиться в него.– Наверное, то, что для меня тоже очень важны запахи.
– А каким парфюмом, если не секрет, пользуешься? – «Armani Code Sport».
– Артем, есть у тебя песня-мечта? Или роль, которую хотелось бы исполнить?– Как правило, все песни, которые мне нравятся, я исполняю – могу себе позволить такую роскошь. А роль – наверное, Рассказчик из мюзикла «Notre Dame de Paris». Для меня всегда на первом месте мелодия, текст вторичен. Когда я только начинал слушать «Парфюмера», не вникал в смысл слов. Только раза с третьего, наверное, начал понимать, что там происходит по сюжету.
– Уже можно сказать, что премьера ангарского «Парфюмера» прошла на редкость удачно. Конечно, замечания будут – не без этого, – но все сходятся в одном: это была сильная, смелая, во многом профессиональная постановка. От зрителей только положительные отзывы, несмотря на опасную, допускающую разные трактовки тему. Ожидали ли вы такого успеха? – Были опасения, как зрители примут, поймут ли. Но, несмотря на все сомнения, работали над «Парфюмером» с полной отдачей. Художественный руководитель ДК «Нефтехимик» Ирина Зноба, выступившая в качестве помощника режиссера, поддержала Елену Лелюк в ее трактовке рок-оперы и буквально оживила некоторые сцены. Постановкой хореографических и цирковых номеров мы обязаны руководителям творческих коллективов дворца: заслуженному работнику культуры Маргарите Юрасовой, Михаилу Банину-Коханову и Татьяне Андреевой. Спасибо звукорежиссеру Андрею Ануфриеву за талантливую работу, художнику по свету Олегу Витиорцу – свет на сцене был одним из действующих лиц. Нам многие помогали – может быть, поэтому и спектакль прошел на ура. Даже предварительного волнения, как обычно, не было. И публика на премьере была просто изумительная!
– Артем, не секрет, что не все желающие 23 ноября смогли попасть на премьеру. Многие интересуются: получит ли проект продолжение, будут ли повторять «Парфюмера»?– Пока предполагается, что в следующий раз мы покажем его в начале будущего года. В планах – сделать его репертуарным спектаклем. Поверьте, нам этого тоже очень хочется!