Если кто-то из ангарчан и не знает Николая Грабовского, то его работы точно видел каждый. Николай Николаевич – самый известный фотохудожник нашего города. Правда, сам он слова «фотохудожник» не любит и настаивает на том, что он просто фотограф. Но, уважая мнение мэтра, ангарчане могут и сами решить, так это или нет, побывав на юбилейной экспозиции Николая Грабовского, которая работает в выставочном зале Ангарского городского музея.
Выставка эта посвящена 65-летию мастера и показывает многочисленные грани его таланта. Отсюда – такая разбросанность тем, такая необычность, в которой, однако, Николай Николаевич остается верен себе. Любимым объектом изображения для него была, есть и будет ее величество Сибирская природа.
Интересно, что свои фотоработы автор подписывать не любит (среди всех работ выставки нашлась только одна с аннотацией), не желая «программировать» зрителя на восприятие снимка. Каждый кадр должен вызывать определенные эмоции, у каждого – свои собственные. Если у человека не возникает никаких ассоциаций, объяснять ему, что имел в виду автор, по мнению Николая Николаевича, бессмысленно.
Работы разных лет, напечатанные на холстах, заняли все стены большого выставочного зала. Описывать их даже неловко – здесь как нельзя более кстати выражение «Лучше один раз увидеть». Потому что в каждой из них – глубина неимоверная, масштабность такая, что хочется бесконечно рассматривать мельчайшую деталь. По словам скульптора Анатолия Осауленко, одного из почетных гостей церемонии открытия, эти фотографии по своей монументальности могут быть сравнимы с «Явлением Христа» Александра Иванова. Большинству фотокартин в их рамах тесно.
– У каждого человека, который занимается творчеством, наступает момент, когда нужно оглянуться и осознать, кто он и что здесь делал, – рассказал Николай Грабовский. – Эта выставка – своего рода мой отчет перед коллегами, перед зрителями в том, что я смог сделать за последние годы. Фотографией я занимаюсь более сорока лет. Причем бытовая фотография меня никогда не интересовала, больше всего люблю снимать сибирскую природу. Не только пейзажи, но и людей, связанных с ней. Этнический пейзаж – интереснейшая тема. Я встречался с людьми, которые живут обособленно, своим укладом, не признавая цивилизации. Когда с ними разговариваешь, как будто находишься в другом измерении. Сейчас я готовлю к выходу новый фотоальбом «Байкал. Галерея сибирского пейзажа», в одном из разделов которого будет рассказано об этих людях, об их религии и культуре.
Николая Николаевича можно почти без преувеличения назвать профессиональным путешественником. Как он сам говорит, думал, что в 60 лет в горы уже не пойдет: как бы не так! Горы не отпускают до сих пор, одна из последних и, на мой взгляд, самых лучших фотографий сделана в сентябре этого года на высоте более трех тысяч метров.
Открытие выставки Николая Грабовского получилось значительным и многозначным. Для многих автор сам открылся с неизвестной до сих пор стороны. Директор Ангарского городского музея Нина Крылова, знакомая с Николаем Грабовским с тех пор, как начал свою работу Музей часов, удивилась, узнав, что он 25 лет своей жизни отдал музыке как профессиональный трубач.
Николай Николаевич, еще шесть лет назад, по его собственному признанию, не знавший, «где у компьютера кнопка включается», сегодня успешно работает в профессиональных издательских программах. Как рассказал его коллега и друг доктор философских наук Борис Чечет, у себя на даче он дизайнер, превративший дачный участок в настоящее произведение искусства. Художник – он во всем художник. А еще – философ по мировосприятию, очень надежный, крепкий человек, учитель, который вывел в мир большой фотографии не один талант.
– Сегодня фотографу доступна хорошая фотоаппаратура, качественные материалы, печать уже идет на принтере – о качестве задумываться не приходится, – считает Николай Грабовский. – Больше внимания можно уделить стороне творческой. И если фотографу есть о чем рассказать, то посредством фотографии это можно прекрасно сделать. Но без зрителя фотография, какой бы она ни была, мертва. И когда фотограф может выставить свои работы на суд зрителей – это уже праздник. Если мои фотографии приносят удовлетворение, удовольствие или удивление – значит, фотограф работал не зря.