В музейно-библиотечном Рериховском центре «Музейон» открылась очередная уникальная выставка «Грани космического мировоззрения». От ярких фотографий космоса исходит такая мощная энергетика, что начинает казаться, будто вот-вот нарушатся законы гравитации и все присутствующие в выставочном зале обретут невесомость…
Выставка посвящена наиболее ярким представителям русского космизма: Павлу Флоренскому, Владимиру Вернадскому, Константину Циолковскому, Александру Скрябину и другим. Русский космизм как особое течение философской и культурологической мысли глобального мировоззрения сформировался в конце XIX – начале XX века. Чертами его стали идея всеединства, тайна сопричастности человека к космосу, значение нравственных моментов в эволюции и бытии космоса…
Владимир Вернадский доказывал, «что жизнь – явление космическое. Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен Космос. С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу».
Великий новатор музыкального искусства Александр Скрябин стал первым композитором, раскрывшим космическую тему в современном ее понимании. В 60-е годы XX века, в начале космической эры, музыка Скрябина звучала в нашей стране очень часто именно в связи с подвигами советских космонавтов. Причем она сопровождала не только успехи, но и трагедии. Старшее поколение может помнить, что в дни траура по погибшему при возвращении с орбиты экипажу одного из «Союзов» по радио транслировалась «Поэма экстаза» – едва ли не самое героическое произведение русской музыки. Исполнительница всех фортепианных сочинений композитора Маргарита Федорова рассказывала, что во время полета первого советского спутника, находясь в Праге, она вместе со всей планетой слушала его сигналы с орбиты. По словам пианистки, ее поразило звуковое предвидение великого композитора, который в финале своей поэмы «К пламени» использовал очень похожие звенящие сигналы в высоком регистре.
Константин Циолковский, ученый, основоположник космонавтики, космическую философию считал наивысшим своим достижением, а исследования в области ракетной техники и космонавтики – только сферой применения идей об «океане счастья», разлитом во Вселенной: «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель... Будет иной способ передвижения в космосе – приму и его... Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
Материалы выставки предоставлены Санкт-Петербургским отделением Международного центра Рерихов. Познакомиться с «Гранями космического мировоззрения» можно до конца декабря ежедневно, кроме субботы, в музейно-библиотечном Рериховском центре «Музейон» (пл. Ленина, библиотека ДК «Нефтехимик», 2 этаж). Телефон для справок: 8-964-2-106-584.
Елена Калямова