На прошлой неделе публикацией «Плоды куриной слепоты» мы завершили первую часть нашего цикла статей под рубрикой «А вам такой прокурор нужен?». Но, как вы уже поняли, сам цикл еще далек от своего завершения. Пять лет нахождения у власти – срок немалый, и сделать за это время можно много чего. Можно навести в Ангарске порядок, отремонтировать многие километры дорог, переселить из аварийных домов сотни семей, откапиталить тысячи квадратных метров жилья. А можно, уповая на собственную безответственность и бесконтрольность, плотно заняться «обезжириванием» городского хозяйства, управление которым тебе доверили избиратели. Уводить из казны муниципальное имущество, растаскивать на откаты бюджетные средства и т.д. Именно этим «обезжириванием», судя по материалам многочисленных проверок и расследований, главным образом, и занимались некоторые чины в администрации Михайлова.
В жернова неутолимого аппетита VIP-чиновников этой администрации в первую очередь угодили муниципальные предприятия. В первой части цикла мы рассказали вам о незавидной судьбе, которую уготовили эти хищники МУПам «ЖЭТ-2» и «Ангарский автобус», практически доведя их до банкротства. И о роли нашего прокурора во всей этой истории. Банкротство этих МУПов, я уверен, обязательно бы состоялось, если бы ангарчане в 2012 году хирургическим путем тайного всенародного голосования не удалили «раковую опухоль» под названием «команда Михайлова». Опухоль удалена, но метастазы остались, их удаление – дело куда более трудоемкое…
Но продолжим наше повествование. Сегодня речь пойдет еще об одном муниципальном предприятии – об «Ангарском трамвае». Им «прорабы» Михайлова тоже занялись плотно. Но это уже другая история. Спихнуть на сторону с десяток трамваев, разобрать и сдать в металлолом несколько километров трамвайных путей – это, конечно, можно. Но на фоне разворованных и сожженных автобусов будет явный перебор. Пришлось от заманчивой идеи отказаться.
Но ведь есть еще опоры и линии электропередач, а они требуют ремонта. Дорогостоящего ремонта, заметьте. А что если на стадии заключения договоров в разы увеличить сметную стоимость этого проекта, а фактические работы осуществить по «укороченному варианту», то есть работ провести в разы меньше, чем оговорено договорами? Получится многомиллионный «левак», и не надо рисковать, пробавляясь откатами…
Сказано – сделано. Осенью 2008 года схема была запущена. Проанализируем ее реализацию на основании справки-меморандума, подготовленного по итогам расследования ГУВД по Иркутской области. Все нижеизложенные факты соответствуют данным именно этой справки. Согласно ей 30 сентября директор МУП «Ангарский трамвай» Валерий Клепиков в качестве заказчика без проведения торгов заключает два трехсторонних договора подряда с ООО «АрхиДомСтрой» («АДС» – директор Сергей Тумашов). Подрядчик должен был выполнить «комплекс строительных работ по демонтажу и реконструкции контактной сети и замену сетей электроснабжения».
По первому договору работы должны были осуществляться на 32 опорах (по проспекту Карла Маркса, от ул. Горького до ул. Чайковского), стоимость работ 10 млн 100 тыс. 948 руб. Третья сторона (инвестор) – ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом» («ТТК-Байкал»).
По второму договору инвестором выступает ЗАО «БайкалВестКом» («БВК»). Его вклад – 6 млн руб. для осуществления ремонтных работ на 20 опорах. Обе компании вложили деньги в проект в счет арендной платы за эксплуатацию трамвайных опор, которые им, как операторам связи и Интернет-провайдерам, жизненно необходимы для прокладывания магистральных «волоконно-оптических линейных сетей».
Договоры были те еще. Сметы работ, например, готовились самим подрядчиком – пиши расценки какие хочешь, подгоняй под 16 миллионов рублей! Администрация Михайлова в таких делах вообще не мелочилась: хочешь полсотни муниципальных строительно-дорожных машин за полмиллиона – да ради бога! Сгорели 22 автобуса – с нас не убудет! Умыкнули семь оставшихся автобусов – вообще молодцы, не теряетесь, уважаем! За чей счет банкет? За счет народа?
Вот и здесь «поработали» «прорабы» с размахом, как оказалось…
Проследим, как распорядился Тумашов «свалившимися» на его счет шестнадцатью с лишним миллионами рублей.
1. В ноябре 2008 г. он договорился с ГУП «Мосгортранс» о поставке «деталей арматуры контактной сети», всего на 330 тысяч 882 рубля, а в декабре – с ООО «ТД «Уярский ЖБХ» о поставке 52 опор для контактной сети на 1 миллион 327 тысяч 431 рубль. В апреле 2009 года – с ИП Родионовым А.В. на поставку «деталей подвески контактной сети» еще на 145 тысяч 795 рублей. Итого Тумашов затратил на закупку арматуры и опор 1 миллион 804 тысячи 108 рублей. Запомним эту цифру.
2. В том же апреле 2009 года он заключил два договора субподряда с ООО «Строительство и проектирование» (директор Владимир Шаповалов) на выполнение работ по установке столбов-опор в количестве 52 штук на общую сумму 973 тыс. 775 руб. (за 32 опоры – 599 тыс. 246 руб., за 20 опор – 374 тыс. 529 руб.). По заявлению Шаповалова по этим договорам он получил от Тумашова лишь 374,5 тыс. руб., и то «путем взаимозачета». 600 тысяч ждет до сих пор. Хотя свои обязательства субподрядчик выполнил в полном объеме, о чем свидетельствуют акты выполненных работ, подписанные в июле и октябре того же года.
3. А теперь самое интересное. Чуть ранее, 30 сентября 2008 года, Тумашов заключает договор субподряда с некой ООО «СпецСтрой» «на выполнение работ по демонтажу и реконструкции контактной сети и замене сетей электроснабжения». И 20 октября 2009 года благополучно подписывается акт приема-сдачи работ на сумму 4 млн 500 тыс. рублей. Оплата, естественно, документально не подтверждена. Более того, как установило следствие, «руководитель» ООО «СпецСтрой», некая гражданка Желточенко, никакого отношения к этой организации не имеет, а работает… простым кладовщиком «в региональном представительстве ООО «Невская косметика». По всему получается, что ООО «СпецСтрой» не что иное, как фирма-однодневка. Запомним цифру 4,5 млн рублей.
4. Именно в этот период меняется руководство МУП «Ангарский трамвай». В. Клепиков, как говорят в таких случаях, «умирает при странных обстоятельствах». Может быть, совпадение, а может, нет. На его место приходит Андрей Погодин (не путать с прокурором Дмитрием Погудиным). В августе 2009 г. Погодин заключает очередной договор с «АДС» (Тумашовым) «на реконструкцию контактной сети по улице Карла Маркса, участку от ул. Чайковского до ул. Горького». Если вы вернетесь к началу статьи, то убедитесь, что Клепиков уже заключал в 2008 году договор с Тумашовым на тот же вид работ, только от улицы Горького до улицы Чайковского (стоимость работ 10 млн 100 тыс. 948 руб.). Найдите, как говорится, две большие разницы. Теперь эти же работы оценили дополнительно еще на 571 тысячу 152 рубля.
5. На этот раз поиском субподрядчиков Тумашов себя утруждать не стал. Просто переадресовал работы обратно в «Ангарский трамвай». Семеро рабочих «АТ» споро выполнили все работы на этом участке. За что получили лично из рук Погодина (с его слов) наличными 156 тыс. рублей. Плюс 162 тысячи якобы получило само муниципальное предприятие. Оплата, опять же, документально не подтверждена.
И откуда в руках у директора муниципального предприятия оказались эти наличные – тоже темный лес. Ни ведомостей, ни налогообложения. А были ли вообще эти деньги? Может быть, рабочие «Ангарского трамвая» пахали просто за заработную плату?
6. В ноябре 2009 г. Тумашов предъявляет Погодину акты выполненных работ на 16 миллионов 100 тысяч 948 рублей. И тот, естественно, их подписывает.
Разберемся, сколько денег фактически истратило ООО «АрхиДомСтрой» (Тумашов) на реализацию этого проекта? И что стало с остальными миллионами?
Они быстро нашли своего хозяина. Первый «транш» в размере 3,8 млн руб. Тумашов получил сразу же после заключения сделки и тут же перечислил его на свой лицевой счет. В октябре 3,5 млн руб. упали на расчетный счет ООО «Гном», которое также принадлежит Тумашову, и 1 ноября он их оформляет опять же на свой личный счет. В декабре 2008 года таким же макаром, но уже со счета ООО «АрхиДомСтрой» он перегоняет себе оставшиеся 7 млн руб. Итого 14,3 млн рублей «личного накопления».
Следствие установило, что фактически Тумашов затратил на все про все чуть менее 2,5 млн рублей. Я позволил себе усомниться даже в этой ничтожной цифре, и свел свой баланс.
Итак, Тумашов перевел на свой счет 14,3 из 16,1 млн руб. Остается 1,8 миллиона. Именно 1,8 млн руб. ушло на приобретение опор и арматуры. 1,8 + 14,3 = 16,1 млн руб. Все! Больше денег нет! 374 тыс. руб. ООО «СпецСтрою» за установку опор зачтены по взаимозачету, 162 тысячи «Ангарскому трамваю» и 156 тыс. на зарплату рабочим «АТ» остаются под большим сомнением. 4,5 млн руб. «СпецСтрою» оказались фикцией. ООО «Строительство и проектирование» 599 тыс. руб. тупо не заплатили. Такой вот баланс…
Подведем итоги.
1. Как ни крути, но кинули «Ангарский трамвай» на 14 миллионов рублей (следствие считает, что убытки «АТ» составили около 9 млн руб., у меня свои расчеты). Теперь МУП долго не будет получать арендную плату от «БВК» и «ТТК-Байкал». Качество проведенных работ требует отдельного расследования.
2. Господин Тумашов отнюдь не авантюрист-одиночка. И такие миллионы не складываются в один карман. Подобный проект с «обуванием» муниципального предприятия возможно было реализовать только лишь с ведома и под прикрытием руководства администрации Михайлова. А теперь попробуйте убедить меня, что к этому делу не имели никакого отношения, например Мария Алехина или Дмитрий Чернышов. Такие деньги и мимо носа?
Не убедите, тем более что имеются соответствующие материалы следствия. В них говорится, что:
«Алехина Мария Александровна, председатель департамента по управлению муниципальным имуществом г. Ангарска, лично руководила действиями руководства МУП «АТ» и лично давала указания Погодину А.Б. организовать выполнение работ силами предприятия, а также подписать акты выполнения работ Тумашову С.Н. на общую сумму 16 млн 100 тыс. 948 руб. Также из объяснений других сотрудников МУП «АТ» установлено, что подрядную организацию без проведения торгов также предоставила Алехина М.А. Также из объяснений сотрудников МУП «АТ» установлено, что по указанию Алехиной М.А. сметы готовились ООО «АрхиДомСтрой» Тумашовым С.Н., а не проектной организацией».
3. Позиция прокурора Дмитрия Погудина по этому делу вполне предсказуема – он опять в поисках состава преступления. Три года. Но в данном контексте его позицию следует разделить на два этапа. Первый этап – 2008-2009 гг., период совершения «сделки-аферы» (это сугубо моя оценка, следователи от таких характеристик стараются воздерживаться). В эти годы прокурор был очень «принципиален» – в смысле, принципиально не замечал того, что оба договора подряда были заключены без конкурса, что смету составлял подрядчик и тоже без конкурса (а это нарушение покруче будет даже «бесконкурсных» договоров). Не усмотрел Погудин тогда в этом проекте «события преступления». Притупилось «око государево».
Второй этап – 2010 г., наши дни. Областное ГУВД и без прокурора увидело в этой сделке и «событие», и «состав преступления». Нашли «в действиях Алехиной М.А. признаки состава преступления по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), в действиях Погодина А.Б. по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), в действиях Тумашова С.Н. по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество)». По мне, так 159 статьи достойна вся тройка.
4. Это единственное уголовное дело, заведенное на фигурантов «Украденного города». Но оно вряд ли было заведено, если бы Владимир Жуков лично в марте 2010 года не съездил на прием к генеральному прокурору и не передал ему свое обращение (зарегистрировано за №3866-10).
5. А что же наш прокурор? Никаких неожиданностей – дело Погодина выделили из общего производства, тот посотрудничал со следствием и получил «административное наказание» – штраф порядка ста тысяч. Может, больше, сумму не уточнял. А вот главные фигуранты Алехина и Тумашов – они попали под крыло прокурора, и уголовное дело на них благополучно угасло. Как и все коррупционные уголовные дела в Ангарске. Городу, ангарчанам нанесен очередной многомиллионный урон, а прокурор этого не замечает. Синдром куриной слепоты продолжается? Или проблемы Ангарска – не его проблемы? Впрочем, на трамвае прокурор не ездит…
И как тут в очередной раз не вспомнить о том, что именно в это время в ДУМИ у Алехиной начальником отдела работала супруга прокурора? И как тут не задать в очередной раз сакраментальный вопрос: «А нам такой прокурор нужен»?
Герои «Украденного города» тем временем продолжают жить безмятежно, об этом я тоже писал. Алехина укрепляет свой бизнес. Чернышов («Дружище «Че»), до того как выйти в администрации Михайлова на первые роли, юридически консультировал ее. Что он там насоветовал, вы уже оценили по предыдущим моим статьям. Сегодня он советчик губернатора, с нетерпением ждем, чего он там насоветует…
Мне кажется, что я вижу, как все эти чернышовы, алехины, даниловы, тумашовы издевательски смеются над нами. Они пьянели от вседозволенности вчера и пьянеют от безнаказанности сегодня. Кулаки рефлекторно сжимаются – борьба еще не окончена…
Александр Пашков
Материал предоставлен пресс-службой администрации г. Ангарска и публикуется согласно договору с администрацией города Ангарска