Народный театр «Факел» Дворца культуры «Современник» в этом году отмечает свой 55-летний юбилей. Событие для любительского театра грандиозное, тем более что «Факел» не стареет, его работы всегда интересны, современны и своевременны, а творческое горение ярко и постоянно. В честь юбилея в течение месяца, начиная с 9 ноября, на сцене «Современника» шли спектакли, ставшие находками последних лет, а зрителям предоставлялась уникальная возможность пересмотреть большую часть репертуара театра.
Юбилейный месяц вместил в себя спектакли и для детской, и для взрослой аудитории. 16 ноября театр съездил в Иркутск с постановкой «Вот это любовь» по Чехову. В малом театральном зале состоялись творческие вечера самых опытных актеров «Факела» – Инны Черниговской, Натальи Галковой, Людмилы и Анатолия Проциков. Конечно же, были показаны лучшие спектакли: «Дом Бернарды Альбы» по драме Федерико Гарсиа Лорки, «Записки сумасшедшего» по повести Николая Гоголя, «Перешагнуть порог» по ранним пьесам Александра Вампилова и «настоящий МакДонах» – «Однорукий из Спокана». И наконец, премьерный спектакль, показанный театром на фестивале «Сибирская рампа» в Международном летнем театральном центре «Ольхон-2013», – чеховские «Три сестры».
Как сказал режиссер и руководитель театра «Факел» заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Кононов, эта пьеса, как и другие работы Антона Чехова, совершенно необыкновенная, она вмещает в себя все. Отсюда – большая сложность как в постижении, так и в преподнесении ее зрителям.
– Мы взялись за эту вещь, мы пытаемся над ней думать, – поделился с нами Александр Иванович, – но то, что мы уже вышли с ней на сцену, не значит, что процесс изучения остановлен. Он продолжается. Спектакль, который мы показываем, – не окончательный результат, это некий путь. Чехов настолько глубоко погружается в отношения между людьми, в их души, что изменения, происходящие в человеке, очень трудно уловить. Еще труднее показать это на сцене.
Надо сказать, что 4 декабря на сцене «Современника» все удалось. Актеры, правда, считают, что на Ольхоне спектакль прозвучал намного точнее. Без самокритики нельзя, и каждый театральный коллектив после спектакля знает о своих промахах намного больше, чем зритель.
Как зритель могу сказать: меня спектакль захватил совершенно. И неизбывная чеховская жажда идеала, наиболее остро воплотившаяся в «Трех сестрах», в зале ощущалась отчетливо. Идеал практически недостижим, но жить без него невозможно, он должен присутствовать у любого человека в той или другой форме – так считает Чехов, так вслед за классиком говорят и актеры «Факела».
Помните, как герои Чехова считали, что через сто-двести лет после них, обязанных работать и страдать, люди будут наконец счастливы? Финал спектакля показал: они жестоко ошиблись, отказывая себе в счастье, – потомки не оправдают их надежд. Тема приземленной, душевно мелкой и, соответственно, крайне осовремененной Наташи красной линией проходит через всю постановку. Не зря в финале она празднует победу, отмечая ее посиделками с шашлыками и коньяком. Оригинальное и многозначительное предупреждение для зрителя. Как тут не повторить вместе с чеховской Ольгой: «Если бы знать...»