Ангарские льготники, пользующиеся ЕСПБ (единым социальным проездным билетом), были изрядно шокированы, когда пришли в кассы «Салвент», которые занимаются, в числе прочих организаций, реализацией социальных проездных билетов.
На кассах красуются объявления следующего содержания: «Продажа ЕСПБ приостановлена. По всем вопросам обращаться в управление Министерства социальной защиты, опеки и попечительства по городу Ангарску (89 квартал)». Какое отношение имеет соцзащита к проездным билетам?
Это мы попытались выяснить в самом ведомстве. Однако полной ясности по поводу того, как будет организована работа по выдаче разрешений на пользование ЕСПБ, там пока нет. Ясно одно: работникам соцзащиты в декабрьские дни предстоит огромная работа, ведь социальными проездными в городе пользуются почти 30 тысяч человек. А еще вчера никаких проблем с проездными для льготников не было.
В Ангарске работает 143 точки распространения ЕСПБ, включая кассы жилищных компаний и почтовые отделения. Только вот проездные на январь там пока продавать не могут. И тому есть весомая причина – в газете «Областная» №133(1154) от 27 ноября 2013 года опубликовано постановление правительства Иркутской области №521-пп «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области». Данное постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Так вот, согласно постановлению «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта» (пункт 5, подпункт 4, черным по белому) для получения льготного проездного кроме уже привычных паспорта (свидетельства о рождении), справки МСЭ (или иного документа) и свидетельства пенсионного страхования теперь надо предъявлять еще и четвертый документ – «распоряжение о назначении ЕСПБ, выданное территориальным управлением уполномоченного органа в установленном законодательством порядке».
Теперь работникам соцзащиты предстоит в авральном порядке организовать выдачу «распоряжений» огромному количеству льготников со всего города. Простой подсчет показывает: даже если на выдачу одного «распоряжения» специалист будет тратить 10 минут (а быстрее это вряд ли возможно сделать), то на прием 30 тысяч льготников потребуется... два с половиной года! Вот такая получается доступность… А людям надо ездить уже в январе. Увы, до сих пор пока нет даже образца пресловутого «распоряжения о выдаче ЕСПБ».
Но это еще не все сюрпризы. Так, пункт 7, подпункт 8 данного постановления требует назначить цену на проездной – 150 рублей. Аргументируется эта цена следующим текстом: «Право на предоставление бюджетных ассигнований имеют перевозчики, ... если стоимость единого социального проездного билета либо электронного транспортного приложения установлена в размере 150 рублей».
ЕСПБ в Ангарске стоит всего 25 рублей. К этой цене льготники привыкли. А зачем теперь ее надо поднять в шесть раз? Это что – ради доступности сделано?!
Ранее подобные документы защищали льготника, в них было указано, что цена льготного проездного «должна быть … не более 150 рублей». Теперь два заветных слова «не более» где-то потерялись. А с ними потеряются и люди, большей частью пенсионеры, для которых каждая копейка на счету. Лишние 125 рублей редко у какой бабушки заваляются.
Кстати, сами льготники на произошедшее отреагировали мгновенно. Ангарские пенсионеры готовят письмо на имя губернатора Сергея Ерощенко с просьбой пересмотреть документ и вернуть людям действительную доступность их гарантированной государством формы социальной поддержки. Процитируем выдержку из этого письма:
«После прочтения документа возникает недоумение – неужели и вправду речь идет о доступности общественного транспорта?! По нашему мнению, исполнение постановления приведет к тому, что гарантированное федеральным законодательством и заслуженное честным многолетним трудом ветеранов право бесплатного проезда в общественном транспорте станет труднодоступным для большого числа пожилых людей и инвалидов. Нам пытаются создать искусственные преграды, ограничить возможность пользоваться льготным проездом».
Действительно, иначе как преградой это не назвать. Судите сами. Сейчас оформление ЕСПБ занимает несколько минут. Предъявляешь нужные документы – и вот он, проездной. При необходимости социальный проездной можно заказать и на дом. Эта функция была очень удобной для семей, где живут так называемые маломобильные пассажиры – инвалиды, дети-инвалиды, старики, которые могут передвигаться только в сопровождении близкого человека. Но общественным транспортом-то они все равно пользуются!
А вот теперь им, для того чтобы получить гарантированное федеральным законодательством право на льготный проезд, надо совершить «рейд» в соцзащиту. Куда, даже если теоретически отстоять огромную очередь, маломобильным гражданам просто не добраться! Ведь в ангарской соцзащите до сих пор нет ни специальных мест ожидания для инвалидов, ни специализированного туалета, ни даже пандуса. И как, простите, это обращение за «справкой на справку» назвать, как не издевательством?!
То же самое и с родителями детей-инвалидов (которых, кстати, в Ангарске около двух тысяч). Кто оставит дома больного ребенка, чтобы день (а то и два) простоять в очереди за заветной бумажкой?! Проще плюнуть и ездить за деньги.
Кому выгодно такое постановление? В кулуарах ходят разговоры о том, что выгодно-то как раз области. Ведь компенсирует льготный проезд именно бюджет федерации и региона. И чем меньше народа будет этим правом проезда пользоваться... Догадались? Правильно! Тем меньше надо будет тратить денег на компенсацию. Отменить федеральную льготу невозможно. Тогда надо сделать так, чтобы люди замучились обивать пороги для ее получения. Один будет стоять в очереди за справкой, а двое уйдут. Значит, на них уже и деньги в бюджет закладывать не надо... А кто-то, может, и постоял бы в очереди, но 150 рублей для него многовато... Значит, и на него областной бюджет не потратится. Бедный? Ходи пешком.
Конечно, есть вероятность, что соцзащита все же успеет до конца декабря начать прием граждан и выдачу «разрешений на ЕСПБ». Но и тогда получит такой документ только малая часть ангарских льготников. Остальные в январе будут ездить по 16 рублей, как работающее население.
Вот такое постановление «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта». Все равны. Все остались без льгот.