Чего только не натерпелись учителя России за последние годы! Стал обязательным единый государственный экзамен, окончательная полезность которого утверждена властным распоряжением. Хотя недовольство и полемика по этому поводу далеко не окончены. Но почему-то особенно много сюрпризов получили педагоги с тех пор, как 2010 год объявлен президентом Дмитрием Медведевым Годом учителя. Параллельно с массовыми торжествами по этому поводу готовится перевод учительства России на новую систему оплаты труда, разрабатываются новые государственные стандарты преподавания. Учительское сообщество само по себе очень консервативно, капитальный «ремонт» системы образования для него серьезное потрясение. А теперь еще и объявлено о том, что среднее образование в российских школах станет наполовину платным.
По всей России наделал шуму законопроект №308243-5, Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым большинство бюджетных учреждений планируется сделать автономными организациями, с тем, чтобы они часть средств на свое содержание зарабатывали самостоятельно. Тем самым в социальную сферу вводятся рыночные принципы якобы с целью повышения ее эффективности.
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, так охарактеризовал часть закона, которая касается школ: «Суть заключается в том, что некий набор обязательных предметов – в том объеме, который определит государство в октябре-ноябре этого года, – будет преподаваться за счет бюджетных средств в рамках госзаказа. А всё, что сверх того, будет оплачиваться за счет родителей. Фактически это будет означать переход системы образования из важнейшей социальной функции государства в разряд коммерческих услуг. При том, что весь мир идет сегодня в обратном направлении. Во всех государственных, муниципальных (бюджетных) школах Европы все образование является полностью бесплатным. Более того, в некоторых странах занятия музыкой, танцами и дополнительными спортивными дисциплинами являются обязательными. Запад идет к нормальной цивилизованной системе, при которой образование является одной из важнейших социальных функций государства. Потому что там хорошо понимают, что в противном случае это может быть чревато тяжелыми последствиями. Например, привести к очень серьезному социальному расслоению. У нас очень быстро появятся дорогие элитные школы для «особых» детей, которым бюджетные деньги в общем-то и не нужны. Туда будут перетекать лучшие учителя. А все бюджетные школы будут обречены на нищенское существование. Потому что в регионах у родителей нет возможности оплачивать «дополнительные» предметы: 40 процентов населения страны живет сегодня за чертой бедности. Принятие данного закона означает, что российское руководство расписалось в собственном бессилии привести нашу систему образования в соответствие со стандартами мирового сообщества».
Мы поинтересовались у видных представителей ангарского образования, каково их мнение по поводу скандального законопроекта, принятого Госдумой, одобренного Советом Федерации и подписанного президентом страны. (Напомним, закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, с переходным периодом до 1 июля 2012 года.)
Сергей Андрасюк, директор ангарского лицея №1
– Я могу судить об этом по информации, которая прозвучала в теленовостях. На бесплатное образование денег у государства нет, оно давным-давно стало завуалированно платным: школы собирают с родителей деньги на ремонты, на учебники и так далее. Не удается собрать деньги – значит плохо работают учителя с родителями, а директор – с учителями. Теперь это будет легализовано. Но положение родителей усугубится: если у них денег на обучение ребенка нет, то он получит неполноценное образование. В результате – забыт момент целостного развития ребенка. Декларируется одно, а делается совсем другое. Активно вводят в школы информатику – и тут же собираются сделать ее платной (по новому госстандарту, она не входит в набор обязательных дисциплин). По поводу законопроекта могу сказать, что он очень противоречив, раз принят только в третьем чтении. Он освободит федеральный бюджет от лишних затрат, деньги на финансирование будут изыскивать субъекты, а они, в свою очередь, переложат бремя ответственности на муниципалитеты, которые обратятся за помощью к родителям школьников. Таким образом государство скидывает свои обязательства на субъекты федерации, а те – на муниципалитеты. Просто сверху дали команду – в очередной раз сжать расходы на образование. К этому ведет и ЕГЭ. На бесплатное образование денег у государства нет. В общем, с образованием у нас – полный швах.
Ольга Кряжевских, воспитатель д/у №58 «Веселые нотки», победитель областного образовательного форума в номинации «Лучший воспитатель Иркутской области»
– Не может быть, чтобы среднее образование стало платным. У нас есть обязательный минимум школьных дисциплин, оговоренный в государственном стандарте, куда входят все основные предметы школьной программы. Пугает другое: теперь учителя не будут заинтересованы в бесплатном обучении. Видимо, это позволит решить проблему низкой зарплаты педагогов. По сути, это неправильно, потому что образование должно быть бесплатным. Стартовые возможности не будут одинаковыми для всех детей. В школьном звене ребенок получит возможность развиваться только за деньги. Вся надежда – на саморазвитие за счет библиотек и домашнего образования. Многое будет зависеть от самих детей и их родителей. Качество образования не должно измеряться деньгами. Перед тем как принимать подобный закон, нужно было изучить суть проблемы с точки зрения науки, послушать специалистов в этой области.
Татьяна Бабарыкина, учитель начальных классов школы №36, победитель муниципального образовательного форума в номинации «Лучший учитель»
– Сейчас в нашей системе образования много нововведений: с первого сентября внедряются новые стандарты, по которым мы будем развивать у детей не отдельные навыки, а универсальные учебные умения. Что касается слухов о платном образовании... Нужно подробно ознакомиться с документами, с законом. Панику, начавшуюся в народе, можно объяснить только одним – слышал звон, да не знает, где он. Волна пошла от позиции, что школа не может существовать на внебюджетные средства. Так оно и есть: школа вне государственного обеспечения не существует. Хотя президент уже неоднократно заверил россиян, что среднее образование ни в коем случае не будет платным. В рамках государственного образовательного стандарта бесплатными останутся все обязательные предметы школьной программы. Перемены в большей степени затронут не учителей, а директоров, администрацию школы. Что нас сбило с толку? Образование срисовывается с Запада. Волнует коммерческая направленность закона и то, что начнет происходить, если школы останутся на собственных ресурсах. Но если они будут во главу угла ставить не обучение детей, а зарабатывание денег – это конец российского образования.
Людмила Раевская, директор гимназии №1
– Я верю в светлое будущее, разумное должно возобладать. С законом не все знакомы, о нем говорится обобщенно, тогда как мы можем оценить его действие только на местах. Перед тем как разговаривать о платном обучении, нужно взять закон в руки, просмотреть, проанализировать, почитать между строк. Нельзя опираться на слухи. Возможно, он поможет решить проблемы со здоровьем учеников, у нас многие инновации идут вразрез со здоровье-сберегающими технологиями. Что будет с нашим художественно-эстетическим отделением, если придется брать деньги за дополнительное образование? Одно я знаю точно – и это проверено практикой – большинство богатых людей за обучение своих детей платить не будет, отыскивать на это деньги будут бедные: технички, воспитатели, те же учителя. Те, кто понимает, что допобразование не может быть лишним.
Ольга Воронова, руководитель учебно-методического центра по гуманной педагогике школы №24
– Государством будет оплачиваться только базисный учебный план. Кому-то хватит основных предметов школьной программы, кому-то нет. Меня, например, волнуют предметы духовно-нравственного содержания – какой родитель захочет их оплачивать? В нашей школе сейчас выстроена система таких занятий: в начальной школе – уроки духовности, для средних классов – этика, в старшем звене – этика семейных отношений. Теперь всё, чего мы столько лет добивались, уйдет, потому что станет никому не нужным. В новом законе, как в любом пилотном проекте, есть противоречия. Если сейчас система профильного обучения позволяет ученикам попробовать то и это, выбрать свое, после того, как закон начнет действовать, выбирать предметы будет слишком дорого. За «лишнее» никто платить не будет. Первое впечатление от закона – отторжение. Слишком много «минусов» – значит, нужно дорабатывать, додумывать, после будет трудно восстановить то, что сейчас можем потерять. Но если люди за это голосовали, значит, в нем должен быть какой-то смысл. Пока вижу только один плюс: снимется нагрузка с учащихся. А если говорить о расслоении среди школьников, то оно есть уже сейчас – только проявится ярче. Но те, кто хорошо зарабатывает, не будут платить за то, чтобы их ребенок занимался этикой. Пока утешает только надежда, что государством управляют умные люди, которые, прежде чем принять какой-либо закон, задумывались, просчитывали последствия.
Сергей Метелкин, преподаватель словесности гимназии №8
– Девиз нашего правительства, судя по всему, «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Я еще лет 15 назад говорил, что скоро мы дойдем до того, что наших детей будут учить только таблице умножения и правописанию ЖИ-ШИ. Депутаты говорят: образование давно стало платным, мы просто сделаем все эти поборы законными. Но я думаю, что все внутришкольные поборы так и останутся. Спихнули покупку учебников на родителей – не думаю, что теперь правительство снова возьмет это на себя. Все дополнительные предметы, предметы эстетического цикла станут платными. Хочешь, чтобы твой ребенок был всесторонне образованным, – плати. Те, кто эти законы принимает, своих детей учит не в наших образовательных учреждениях. Да для них и не проблема заплатить эти деньги. Мы-то говорим о рядовых людях, которые живут в Ангарске. Каждый ли родитель сможет заплатить за образование своего ребенка? Для них будет выбор: купить ребенку кусок хлеба или занятие по эстетике. Ясно, что выберет родитель? Теперь о талантливых детях, олимпиадниках. Это огромная проблема. Я занимаюсь с ними лет пятнадцать. Они, как правило, не из богатых семей, но душа у них работает более остро, чем у обеспеченных. Если у них это отобрать – как они будут развиваться? Все спецкурсы в школах будут вынуждены постепенно вычистить. Что делать, если не нужны государству талантливые, думающие люди?! Так в России получается исторически, не знаю почему. Изменится положение учителя в школе, для родителей он, вынужденный продаваться, станет просто врагом. Родитель заплатил – будь добр, преподай ребенку от сих до сих, хочет он или не хочет, усвоит – не усвоит. Все грехи на учителя сгрузят. А вот его материальное положение вряд ли улучшится. Всё это постепенно подготавливалось, педагоги проверялись на выносливость: где у них та последняя грань, за которой учитель сломается? Пока в ответ никаких акций. Выход? Бежать из этой системы.