В то время как ангарчане предрождественским вечером 6 января крутились на кухнях, накрывая праздничный стол, жители отдаленного городского микрорайона (а в народе – поселка) Юго-Восточный после рабочего дня вышли на улицу с протестами и возмущениями. Шли даже разговоры о том, чтобы перекрыть одну из центральных улиц города. Мол, пусть ангарчане, живущие при всех благах цивилизации, узнают, что такое жить без общественного транспорта в тридцатиградусный мороз!
Что до самих жителей Юго-Восточного, то они теперь эту истину знают хорошо.
Люди наперебой рассказывают о том, что случилось в поселке 3 января наступившего года:
«Почти все у нас ездят работать в город. И многие из тех, кто трудится не на госпредприятиях, уже 3 января должны были выйти на работу. В 7.45 с конечной остановки в Юго-Восточном должен был отправиться автобус №5. Но он не приехал!!! И на замену тоже ничего не пришло. Весь народ остался стоять на остановке. А что нам делать? До нас из города больше ни на чем не добраться. Ближайший транспорт – иркутский автобус, проходящий по трассе в пяти километрах от поселка. И неизвестно, остановится ли он, чтобы подобрать пассажиров!»
Конечно, люди просто так не стояли. Стали звонить по телефону перевозчика – в диспетчерскую ОАО «Автоколонна 1948». И узнали, что теперь это предприятие на маршруте №5 не работает.
К кому обращаться? Народ в растерянности топтался на остановке в ожидании следующего рейса. И через положенные 45 минут на остановку прибыла... «Газель»!
Далее следует текст, изложенный «непередаваемым, великим и могучим» русским языком. Влезть в бедную «Газель» с трудом смогли лишь те, кто стоял на конечной. Остальные жители поселка провожали транспорт тоскливым взглядом и крепким словом... Так же смотрели вслед проезжающим в битком набитой «пятерке» и в поселке на станции Суховской, на остановке у которой «Газель», конечно же, взять пассажиров не смогла.
Народ ждал, нервничал. И в 9.15 приехал наконец старенький синий ПАЗик. В Юго-Восточном в автобус влезли все. На Суховской – никто. Но это были уже мелочи жизни...
По словам пассажиров, ПАЗик кряхтел, пыхтел, подозрительно попахивал газом. Но, к счастью, ехал. Охал и ахал и персонал автобуса. Как по секрету удалось узнать пассажирам, бедный ПАЗик доживал себе спокойно свой «советский» век, возя на работу смену «Ангарского трамвая». Сколько он выдержит в режиме ежедневной эксплуатации по самому протяженному из городских маршрутов, неизвестно...
С наступлением тридцатиградусных холодов люди не на шутку встревожились. Один старенький небольшой автобус плюс «Газель» на весь поселок, где живет более тысячи человек, – это нереально! Да и рейсы начали срываться. Так, например, вечером, по самым холодам, ПАЗик не приезжал. И ведь собственника машины можно понять! Вы бы свою технику «преклонного возраста» в такую погоду на улицу выгнали?!
Но почему именно эту технику? И как будут ездить в город жители поселка после окончания рождественских каникул? Ведь тогда пассажиров в Юго-Восточном и Суховской будет в разы больше: и дети, и студенты, и те, кто работает на предприятиях и в учреждениях. А как быть весной, когда люди поедут на дачи?
Раньше с пассажиропотоком с трудом справлялись два больших ЛиАЗа на 56 сидячих мест каждый. Теперь – один ПАЗик на 36 мест и 12-местная «Газель». Тут и к гадалке не ходи – все не влезут...
Люди понимают, что без причины такая ситуация не возникнет. И на сто процентов уверены, что стали заложниками чьих-то интересов. Так кто и почему на них, не имеющих никакого альтернативного транспорта и живущих в 25 километрах от города, так жестоко отыгрался?
За праздники люди написали письмо главе города, собирают подписи. Поселку нужны как минимум два больших автобуса. И из предпринимателей, работающих в городе, таких ни у кого, кроме прежнего перевозчика, нет. А он требует денег. Не заплатишь – не поедешь... Или поедешь, но очень плохо.
А можно поискать другой выход. Его, кстати, предложили сами жители Юго-Восточного, не желающие быть заложниками чьих-то финансовых интересов и политических игр. Пусть администрация выйдет на крупные автоколонны госпредприятий. Того же АНХК, «Иркутскэнерго» или МССУ АЭХК. Автобусов там больших – тьма-тьмущая. Может, парочка и стоит без особой надобности в теплом гараже? Кто мешает поговорить с этими предприятиями, пригласить их к участию в городском конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту №5? Да никто. Просто надо на проблему посмотреть чуть шире. И к людям, что живут на окраинах, отнестись по-человечески. Всем. И коммерсантам, и власти.