Мечтающие об отдыхе горожане с трудом дождались нынешнего припозднившегося лета. С наступлением первых жарких дней наши земляки бросились покорять заграничные курорты. Но даже в этих райских уголках беспечных туристов могут подстерегать опасности. О них нашим читателям рассказали ведущий специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Ангарску и Ангарскому району Екатерина Болтрушевич и председатель общественной организации «Ангарское объединение потребителей» Сергей Кокоянин.
Туроператор отвечает за жизнь, здоровье и имущество туриста – такова была основная мысль беседы конференции «Техника безопасности» для отдыхающих», состоявшейся в дискуссионном клубе «Вторая столица» 3 июня. Что нужно знать, приобретая путевку через туристическую компанию? Какие подводные камни могут поджидать отдыхающих при оформлении документов? Какие нарекания наиболее часто вызывает у ангарчан работа туристических компаний? В преддверии горячего отпускного сезона ответы на эти вопросы интересуют многих.
«В 2007 году туристические компании были освобождены от обязательного лицензирования своей деятельности. С тех пор органы контроля проявляют к их работе, регламентируемой Федеральным законом «О туристической деятельности», Законом «О защите прав потребителей», Правилами реализации турпродукта, повышенный интерес. К счастью, в последнее время мы не встречаем фактов, когда турфирмы, уходя с рынка, оставляют своих клиентов с носом – не оказывают им оплаченные услуги. Но нарушений в этой сфере деятельности меньше не становится, – сказала Екатерина Болтрушевич. – Для начала позвольте объяснить разницу между туроператором и турагентом. Первый формирует пакет туруслуг, составляет маршрут следования туриста, договаривается с отелями, гидами, представителями зарубежных трансферных и туристических компаний, второй – только продает туристический продукт потребителям. Ангарчане чаще всего имеют дело с турагентами, то есть с продавцами путевок. Но это не значит, что в случае предоставления некачественного продукта, коим является турпутевка, с продавца нельзя спросить недоимку за заявленную, но непредоставленную услугу. К примеру, отбывающему на отдых в Египет туристу обещали пять экскурсий, а возили его по местам местных достопримечательностей всего два раза. Значит, речь нужно вести о непредоставлении услуги. Но доказать упущенную выгоду в суде турист сможет, если количество экскурсий было указано в договоре. То же самое относится к классности отелей. К нам часто обращаются с жалобами по поводу заселения «не в ту» гостиницу. Обещали пять звезд, а поселили в три звезды, показывали рекламные проспекты «Примор-ской», а разместили в «Опен» – прочитайте, что по этому поводу написано в вашем договоре. Если обещания были устными, в суде сложно будет доказать свою правоту».
Получается, что договор, заключенный между клиентом и турагентом, должен включать все детали предстоящей поездки: билеты, визы, трансфер, время (до часов вселения и выселения) проживания в отеле, наличие гида, экскурсий. Ну и, конечно, в первую очередь, надо обращать внимание на наличие в нем полного адреса турфирмы, расчетного счета, реестрового номера. По правилам, клиенту должны предоставить полную информацию о туроператоре, который занимается организацией тура и несет полную ответственность за туриста. Но на практике менеджеры в ответ на такие требования ссылаются на коммерческую тайну своего бизнеса. К слову сказать, и требования-то такие мало кто из нас догадается предъявить. Большинство обывателей малограмотно в правовых вопросах, а уж разобраться в объемах материальной и страховой обеспеченности тура в Турцию или Китай под силу и вовсе немногим.
«Люди в большинстве своем не только не обладают достаточными юридическими знаниями, но и по натуре весьма доверчивы. Мы начинаем отдыхать, когда еще только планируем отправиться в отпуск, когда приходим в турагентство и с радостью внимаем заманчивым предложениям менеджеров, – сказал Сергей Кокоянин. – Но в кабинете турагента нельзя расслабляться – нужно работать головой и быть во всеоружии, подписывая договор на оказание туристических услуг. Этот документ – основа предстоящей поездки. Не верьте красочным буклетам и ярким картинкам из Интернета. Те обещания турагентства, которые не включены в текст договора, не имеют юридической силы. Если менеджер не соглашается включить в договор необходимые вам условия, смело разворачивайтесь и уходите из этой турфирмы».
В детской литературe есть замечательные книги Остера «Вредные советы». В них писатель «учит» детей тому, от чего родители предостерегают любимых чад. С точки зрения психологии – правильный ход. И в детстве, и повзрослев, мы упорно игнорируем полезные подсказки и предпочитаем учиться всему не на чужих, а на собственных ошибках. Как говорится, послушай совет и сделай наоборот. А потому, наверное, рекомендации по поводу грамотного поведения туриста на отдыхе лучше давать «от противного». Дескать, давайте, господа хорошие, ищите себе на голову неприятности – они вас в туристической поездке ждут повсюду! Так что если вы хотите испортить себе предстоящий отдых, то наш вам совет – обращайтесь к первому встречному туроператору, заключайте с ним договор не читая его, а еще лучше – вообще не требуйте подписания такового, не проявляйте интереса к туроператору, организующему для вас поездку. Ну а если хотите отдохнуть хорошо – поступайте наоборот.