Новогодние каникулы – чудесная вещь. В эти дни люди стремятся быть рядом с теми, кого любят, с друзьями и близкими. Дети прилетают в родные гнезда, чтобы провести несколько дней дома – в самом лучшем понимании этого слова. Наша героиня – ангарчанка Людмила Локайчук, обладательница чарующего колоратурного сопрано, лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов, солистка Екатеринбургского академического театра музыкальной комедии и приглашенная солистка Челябинского театра оперы и балета – теперь тоже редкая гостья в родном городе. Нам удалось пообщаться с ангарской звездой только благодаря новогодним праздникам.
– Людмила, вы выпускница ангарской школы искусств №3. Именно там обнаружилась ваша склонность к пению?
– С третьей школой в моей жизни связано очень многое. В ней училась моя мама – еще когда музыкальная школа располагалась в доме-«пластине», в 11 микрорайоне. Ее окончили две мои сестры. И с тех пор мы сохраняем со школой очень теплые отношения. Но там я училась не на вокальном отделении, а занималась у преподавателя Ирины Вернохаевой по классу фортепиано. Одновременно всегда пела в хоре, была солисткой. Затем была студия академического вокала Тамары Морозенко во Дворце культуры нефтехимиков. Можно сказать, приобщалась к пению по мере сил. Настолько узкая специализация, как оперный вокал, появилась позже. Я даже в Иркутский музыкальный колледж поступила сначала на дирижерско-хоровое отделение, а потом, параллельно, – на вокальное. Кстати сказать, получила там очень хорошую базу, сейчас это очень помогает в работе.
– Почему вы выбрали оперу? Это искусство сегодня не назовешь популярным.
– Опера очень специфичное и трудоемкое искусство – обычно этого не замечают за сценическим блеском. Безумно сложная профессия, требующая максимальной концентрации, громадных эмоциональных затрат. А оперный театр – не то место, где можно заработать большие деньги. Но это любовь всей моей жизни! Наверное, только так и можно заниматься искусством – испытывая к нему настоящую страсть. На сцене у меня есть возможность реализоваться, творчески раскрыться со всех сторон: как актриса, как музыкант, как вокалистка.
– Какие оперные партии вы можете назвать любимыми?
– Все, которые пела! В моем репертуаре на сегодняшний день более 20 партий. Начала участвовать в оперных спектаклях, еще будучи студенткой второго курса Екатеринбургской консерватории имени Модеста Мусоргского, пела в оперной студии. А на четвертом курсе стала работать в Екатеринбургском театре музыкальной комедии – на мой взгляд, одном из лучших музыкальных театров страны: современном, разноплановом, разножанровом. Какую бы роль я ни получала – это всегда рождение новой жизни, новой судьбы. Но есть у меня и самая любимая партия – Антонида в опере «Жизнь за царя» Михаила Глинки, которую я пою в Челябинском академическом театре оперы и балета. Очень бы хотела исполнить роль Виолетты в «Травиате» Верди и спеть Царицу ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта! Любовь к опере не мешает мне с удовольствием участвовать в опереттах и мюзиклах – очень нравится «Скрипач на крыше» Джерри Бока, «Обыкновенное чудо» Геннадия Гладкова, «Герцогиня из Чикаго» Имре Кальмана.
– А партия Розины в «Севильском цирюльнике», премьера которого состоялась на открытой сцене в Германии в прошлом году?
– О, это был интереснейший проект! Год назад, в январе, в Санкт-Петербурге прошел Международный конкурс для немецкого оперного фестиваля «Камерная опера в замке Райнсберг». По его результатам лучших оперных певцов пригласили участвовать в оригинальной постановке знаменитой оперы Россини на открытой площадке в замке Райнсберг. Из нашей страны в ней были задействованы три исполнителя – двое молодых вокалистов из Петербурга и я. Это были очень насыщенные полтора месяца! Мы показали пять спектаклей и дали четыре концерта. Они прошли с большим успехом, немецкая публика приняла нас очень хорошо.
Этот проект получил в моей жизни неожиданное продолжение. Во-первых, я начала изучать немецкий язык: «Севильский цирюльник» исполнялся наполовину по-немецки, наполовину по-итальянски. Сейчас прохожу интенсив-курс немецкого в Гете-Институте Екатеринбурга. Во-вторых, в ноябре 2013 года приняла участие в конкурсе молодых исполнителей с германским симфоническим оркестром «Филармония наций» под управлением Юстуса Франца, где разделила вторую премию с сопрано из Бразилии (первую премию жюри не вручило никому). И наконец, в минувшем декабре участвовала в рождественском оперном гала-концерте в Берлине, пела на одной сцене с Эдитой Груберовой, одной из самых известных колоратурных сопрано – большая честь для меня.
– Отличается ли отношение к опере в Германии и России?
– Не думаю, что это от страны зависит, скорее – от культурного воспитания. Хотя в Европе, конечно, оперное искусство более популярно, чем у нас. Но оно всегда было элитарным. Я считаю оперу очень современной, актуальной. Поставить оперный спектакль так, чтобы он был всем понятен и доступен, крайне сложно и редко кому удается. А у нас большинство театров по советской привычке существует абстрактно от действительности, отдельно от зрителя. Театру нужно активно сотрудничать с публикой, используя современные приемы – ведь без зрителя мы не существуем. С другой стороны, в последнее время интерес к российской оперной школе, молодым русским певцам растет. В нашем жанре работают интереснейшие дирижеры и режиссеры. Оперное искусство живет и завоевывает новых поклонников!