В минувшие субботу и воскресенье, 23 и 24 января, малый зал Дворца культуры “Современник” превратился в храмовое помещение ацтеков – здесь состоялась премьера нового спектакля народного театра “Факел” “Утренняя жертва” по пьесе современного драматурга Александра Малягина.
В своем традиционном прологе Александр Кононов, режиссер театра, пояснил, что пьеса представляет собой притчу о системе государственного устройства и об отношении к ней “подопечных”. Она должна заставить зрителей поразмыслить, на чем строятся основы порядка, основы существования людей и их веры. В постановке заняты в основном ребята-студийцы, которые занимаются в театре только два-три года. Для многих из них это первая большая работа, к тому же они должны в течение всего спектакля находиться на сцене, что и для профессиональных артистов является серьезным испытанием.
Надо сказать, что сделано было всё, чтобы еще до появления актеров зритель не мог оторвать глаз от сцены. Декорации художника Александра Чевтаева по-индейски скупы и одновременно устрашающи – чего стоят позолоченные маски и веревочные петли на стенах комнаты, в которой оказываются герои! Эффектные костюмы Нины Ермолаевой с изображениями древних символов, грим с обилием татуировок, выразительное музыкальное оформление, когда бой ритуальных барабанов принимает активное участие в действии, – всё это способствовало созданию нужной для восприятия драмы атмосферы.
Итак, восемь молодых людей должны принести себя в жертву, чтобы солнце взошло над миром. “Счастливцев”, каждый из которых рано утром “станет лучом солнца, рукой бога”, запирают, чтобы они смогли подготовиться к бессмертию. И утром они, уверенные в своей избранности, спокойно бы предстали перед жрецами, если бы не Крис (Игорь Бахтин), который засомневался: может быть, солнце осветило бы мир, даже если никто бы и не умер? Мгновенно возникает его противостояние с Олафом (Николай Коваль), фанатиком веры и идейным вдохновителем остальных. Едва заметное поначалу, оно постепенно приводит к трагедии, разыгравшейся за этими запертыми дверями за час до рассвета. Случайно найденный гребень одной из жертв предыдущей ночи наталкивает молодых людей на цепь умозаключений, которая приводит к страшному выводу: всё, что говорили жрецы о солнце и необходимости жертвы, – ложь. Несмотря на крушение всего, во что они верили в течение всей своей жизни, каждый из семи вслед за Олафом убеждается в правоте жреца (Вячеслав Яечник): жертва не бессмысленна, солнце должно по-прежнему “восходить на крови” – ведь в это верит народ, нельзя дать ему повод усомниться в порядке вещей. Только Крис, свято верящий в силу слова, намерен утром раскрыть тайну жрецов, по сути – вырвать людей из многолетнего рабства, освободить их от страха. Но ему не дают этого сделать его же товарищи по заточению, попросту лишив языка. Приговор, вынесенный ему, жесток и вечен: “Никто не смеет считать себя лучше других! Никто из людей не знает высшей истины”. Вот так, с настоящими слезами и бутафорской кровью, артисты продемонстрировали способ сохранения стабильности, незыблемости порядка вещей, принятый во всем мире и ни капли не устаревший до сих пор.
В драме есть противопоставление и двух женских персонажей. На протяжении спектакля Софья Донская раскрывает образ своей героини Гины: проститутке, которую презрительно отшвыривает от себя даже Крис, единственной оказываются доступны простые человеческие чувства любви и сострадания, тогда как чистая и гордая Люсь (Валерия Валентюк) провоцирует мужчин на кровавую расправу.
Образ жреца, знающего людей и цинично решающего, что для них лучше, созвучен образу Великого Инквизитора из легенды Федора Достоевского (роман “Братья Карамазовы”). Образ Криса – прямая аллюзия к образу Христа (начиная с созвучия имен). В тексте пьесы есть интересная ремарка, говорящая об его удивительной власти над людьми: Крису удается отправить одного из стражников за жрецом, решительно подойдя к нему и вдруг просто погладив по щеке, затем он взглядом снимает все возражения второго. В спектакле, к сожалению, этот жест не был использован.
По признанию юных актеров, сама пьеса не была трудной для восприятия, тяжело было играть так, как того требовал режиссер. Но, тем не менее, студийцы хорошо справились с поставленной задачей: напряжение на сценической площадке передалось зрителям, некоторые из них не в силах были скрыть своих переживаний.
“Утренняя жертва”, написанная в 80-е годы прошлого века, благодаря таланту автора вобрала в себя множество исторических и литературных отголосков. Александр Кононов и прежде обращался к творчеству этого автора – в работе над спектаклем по его пьесе “Неопознанные летающие объекты”, в которой также говорилось о нравственно-этических проблемах существования человека. Актеры театра продолжают осваивать ценнейший пласт российской культуры, в котором главное не то, как заработать больше денег, а то, как человеку жить среди людей.