За последнее время значительно возросла активность ангарчан. И политическая, и экономическая. Не от хорошей жизни люди идут на площадь, принимают участие в митингах протеста и собраниях общественности, подписывают резолюции, шлют гневные письма в городские газеты. Причин народного волнения множество, но, думается, основная – это невозможность для населения справляться с теми обязательствами, которые возложены на него законодательными актами всех уровней власти.
Самый больной вопрос – тарифы ЖКХ и нормы потребления. Именно эти темы становились лозунговыми во время всех последних протестных выступлений. Впереди лето – время политического затишья. Кроме того, народ немного притих в ожидании того, что результаты работы комиссии правительства Иркутской области, занимавшейся ангарскими проблемами в апреле-мае, приведут к существенному ослаблению коммунальной удавки. Ведь о выявленных нарушениях было сказано вслух руководителем областной комиссии, кроме того, были названы сроки, в которые необходимо устранить замечания. Многие ангарчане лелеяли надежду, что «вот приедет барин – барин нас рассудит». Мечталось о разном, в зависимости от смелости и фантазии: от снижения тарифов до отставки главы города или его зама. Но праздника, увы, не случилось.
У обывателя сложилось мнение, что комиссия плохо отработала и своими выводами ввела в заблуждение губернатора.
Давайте отбросим наши эмоции, сложившиеся личные мнения, забудем неоправданные ожидания и обратимся к действующему законодательству РФ, которое определяет полномочия губернатора и местного самоуправления, то есть нашей местной власти. А поможет нам разобраться в этих законах Светлана Кажаева, экс-председатель контрольно-счетной палаты г. Ангарска.
«Ушло то время, когда руководителю высшего звена субъекта федерации (в нашем случае – Иркутской области) были даны широкие и почти неограниченные полномочия, когда он мог контролировать власть местного уровня и принимать разного рода решения (в том числе по трудовым вопросам) в отношении руководителя муниципального образования. В настоящее время Конституцией РФ определено, что уровень государственной власти заканчивается на субъекте РФ – «вотчине» губернатора. А на большинстве территорий, где живет и трудится основное население России, в том числе и мы с вами, действует местное самоуправление. То есть Конституцией определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение НАСЕЛЕНИЕМ вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Под самостоятельностью населения в осуществлении местного самоуправления подразумевается право населения соответствующей территории решать вопросы местного значения как через прямое волеизъявление, так и через представителей.
Формами прямого волеизъявления являются муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления. К примеру, местный референдум – универсальная форма прямого волеизъявления, на него можно вынести любые вопросы местного значения, за исключением запрещенных федеральным законом.
Кроме того, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает институт участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, участие жителей в публичных слушаниях, опросах граждан, обращения жителей в органы местного самоуправления.
Иными словами, именно население в публично-правовом образовании имеет право как выбрать, так и отозвать своих представителей во власти: депутатов и мэров, глав местных администраций. В эту процедуру не может вмешиваться губернатор области.
Согласно Уставу Иркутской области, кроме иных полномочий губернатора, в его полномочия (относительно темы нашего разговора) включено следующее:
– осуществление действий, связанных с организацией и проведением выборов и референдумов на территории Иркутской области;
– отрешение глав муниципальных образований Иркутской области, глав местных администраций от должности;
– принятие решений о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти Иркутской области полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Данные полномочия должны осуществляться в рамках действующего законодательства. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» губернатор имеет право издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в двух случаях. Процитируем оба, как указано в первоисточнике.
Во-первых, «в случае издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».
Во-вторых, «в случае совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».
Проще говоря, губернатор Иркутской области может отрешить от должности главу муниципального образования, но только по решению суда и с массой оговорок. Кроме того, в Конституции сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. А губернатор не может вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Вмешательство носит рекомендательный характер. О рекомендательном характере предложений областной комиссии по установленным замечаниям говорил в своем выступлении двухмесячной давности Юрий Параничев, тогда занимавший пост первого заместителя губернатора.
Из этого вовсе не следует, что местная власть осталась без «государева ока». Правовой контроль за деятельностью муниципального образования может и должна осуществлять Прокуратура РФ и иные правоохранительные органы».
...Рядовому ангарчанину непросто блуждать по законодательным актам в поисках ответов на вопросы, как заставить народных избранников работать на благо народа. С другой стороны, глупо надеяться на мудрого и справедливого барина: свои проблемы мы должны решать сами. Законодательство РФ такие права населению предоставило. Надо этим грамотно воспользоваться.