15 июня в АМО пройдут последние единые госэкзамены – по обществознанию и географии – и выпускники вздохнут свободнее. Но кое-кто – лишь до объявления результатов. Естественно, что не для всех ЕГЭ пройдут так, как хотелось бы. Кто-то наверняка будет не согласен с тем количеством баллов, которые он получил за выполнение экзаменационных заданий, считая, что его знания оценили неадекватно. В этом случае советуем не мучиться сомнениями, не терзать сердце обидой, а подать на апелляцию, которая и прояснит, кто прав. Для начала определим, что же является апелляцией. Апелляцией признается только письменное заявление о несогласии с выставленными отметками за сданные экзаменационные испытания.
Апелляции по результатам ЕГЭ принимаются специально создаваемой конфликтной комиссией региона, которая принимает апелляции не только по результатам ЕГЭ, но и по процедуре проведения вступительного испытания в форме ЕГЭ, то есть в случае, когда абитуриент обнаружил нарушение процедуры проведения экзамена, которое могло существенно повлиять на выполнение его работы.
Участник ЕГЭ имеет право подать апелляции:
– о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ – в день экзамена после сдачи бланков ЕГЭ до выхода из пункта приема экзамена;
– о несогласии с результатами ЕГЭ – в течение 2 рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними участника ЕГЭ.
Не принимаются апелляции:
– по содержанию и структуре КИМов;
– в связи с нарушением самим участником ЕГЭ правил поведения на экзамене или правил заполнения бланков.
Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ
Действия участника ЕГЭ:
– по окончании экзамена, не выходя из ППЭ, получить от организатора в аудитории форму (два экземпляра), по которой составляется апелляция;
– составить апелляцию в двух экземплярах;
– передать оба экземпляра уполномоченному представителю ГЭК, который обязан принять и удостоверить их своей подписью, один экземпляр отдать участнику ЕГЭ, другой передать в конфликтную комиссию;
– получить результат рассмотрения апелляции в своем образовательном учреждении или в органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, не позднее чем через 3 календарных дня после ее подачи.
Возможные решения конфликтной комиссии:
– если апелляция удовлетворена, результат ЕГЭ аннулируется и участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой (резервный) день. Ему назначается дата и место повторной сдачи ЕГЭ по соответствующему предмету.
Решение об аннулировании результатов ЕГЭ может быть принято:
– если служебным расследованием ГЭК подтвержден факт нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ;
– если конфликтной комиссией была удовлетворена апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ;
– если уполномоченным представителем ГЭК, общественным наблюдателем или уполномоченными представителями Рособрнадзора, а также органами прокуратуры и правоохранительными органами установлены факты нарушений процедуры проведения ЕГЭ в пункте проведения ЕГЭ, которые могли оказать существенное влияние на результаты ЕГЭ.
Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ
Действия участника ЕГЭ:
– в течение двух рабочих дней после того, когда официально ознакомился с результатами, получить у ответственного секретаря конфликтной комиссии (для выпускников текущего года – у руководителя своего образовательного учреждения) форму в двух экземплярах, по которой составляется апелляция (возможно составление апелляции в произвольной форме);
– составить апелляцию в двух экземплярах;
– передать оба экземпляра вышеуказанным лицам (которые обязаны принять и удостоверить их своей подписью, один экземпляр отдать участнику ЕГЭ, другой передать в конфликтную комиссию);
– получить информацию о времени и месте рассмотрения апелляции;
– по возможности, прийти на процедуру рассмотрения апелляций в конфликтную комиссию, имея при себе паспорт и пропуск с печатью «Бланки ЕГЭ сданы» (или штампом ППЭ);
– подтвердить в протоколе апелляции, что ему предъявлены копии его бланков и правильность распознания его ответов в бланках;
– участвовать в рассмотрении апелляции;
– подписать протокол рассмотрения апелляции.
Возможные решения конфликтной комиссии:
– отклонение апелляции из-за отсутствия технических ошибок при обработке бланков ЕГЭ и ошибок в оценивании экспертами ответов на задания в свободной форме и сохранении выставленных баллов;
– удовлетворение апелляции и выставление других баллов.
При рассмотрении апелляции вместо участника ЕГЭ или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители), которые также должны иметь при себе паспорта (законный представитель должен иметь при себе также другие документы, подтверждающие его полномочия). В случае если участник ЕГЭ или его родитель (законный представитель) не явился на рассмотрение апелляции, правильность распознавания бланков ответов подтверждается членами конфликтной комиссии. Нужно знать, что черновики в качестве материалов апелляции не рассматриваются.
И кстати, апелляция может обернуться палкой о двух концах: по результатам ее рассмотрения количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения!