2 февраля в музейно-библиотечном Рериховском центре «Музейон» состоялось открытие выставки репродукций картин Николая Рериха. Уникальность экспозиции в том, что в залах можно увидеть новые, ранее не выставлявшиеся в нашем городе и даже в регионе, произведения. Многие из них выполнены на холсте современным высокотехнологичным способом, точно передающим не только цвета, но и фактуру подлинных полотен.
Творчество Николая Рериха в истории русского и мирового искусства явление исключительное. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Художественное наследие огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. На выставке представлено более 50 полотен, в которых причудливо, но в то же время весьма гармонично переплелись культуры Востока и Запада.
Рерих не только хорошо знал старых мастеров европейской живописи, но и, много путешествуя по городам Европы, внимательно следил за состоянием современного ему искусства. Именно широкая образованность дала ему возможность обрести собственную манеру живописца, свой стиль. Николай Константинович никогда не писал портретов и натюрмортов, он был по преимуществу сказителем исторического пейзажа и картин, связанных с мифологическими сюжетами. Рерих понял, что искусство – это волшебное прикосновение к прошлому, а не сухая реконструкция предметов древней жизни, что для изображения исторического пейзажа нужен особый язык.
Всюду, где бы ни побывал художник, его путь сопровождался картинами и этюдами, объединявшимися в большие серии, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская серия. Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали апофеозом всего его творчества, мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника.
Рерих в живописи стремился к максимальной чистоте тона, яркости цвета, к изысканной красоте. Используя поразительные возможности темперы – не только известных европейских фирм, но и ламаистских художников Монголии и Тибета – и добавляя в них свои ингредиенты, он раскрывал ее широчайшую цветовую амплитуду от мягких бархатистых тонов до пронзительно звонкого цвета. В картинах и этюдах Гималайского цикла Рерих переходит от дробящегося цвета земных предметов к локальному цвету Космоса. Современниками Рерих воспринимается человеком космического сознания. Они называют живописный мир Николая Рериха «Державой», а его самого величают «Мастером Гор».
Познакомиться с «Державой Рериха» в Ангарске все желающие могут до 25 марта в выставочных залах музейно-библиотечного Рериховского центра «Музейон» (пл. Ленина, библиотека, 2 этаж) в рабочие дни – с 11.00 до 19.00, в воскресенье – с 11.00 до 18.00, суббота – выходной. Принимаются заявки на экскурсии. Дополнительная информация по телефону: 8-964-2-106-584 (с 9.00 до 16.00).
Елена Калямова