В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали о мастер-классе, который в начале февраля проходил в художественной школе №2. Известный российский график Андрей Щербаков и его брат-близнец Игорь проводили для воспитанников школы авторский урок колористики. Под их руководством юные художники смешивали не только цвета, но и жанры, стили рисования, по-новому трактовали понятие композиции, сюжета. По мнению художника, чтобы расширить границы изобразительного искусства внутри себя, нужно изменить представление об окружающем пространстве и попробовать рисовать не только кистью и карандашом и не только на художественном полотне – в итоге мальчишки и девчонки «украсили» в школе пол, стены, двери и себя с ног до головы! Получилось просто здорово!
При этом сам мастер к выбору цвета и линий подходит очень избирательно. Его работы можно увидеть на выставке «Седьмое измерение», которая открыта для просмотра в ХШ №2 с 6 по 28 февраля. Гости из Москвы привезли ангарчанам серию картин мифологической тематики. Как отмечает директор художественной школы Екатерина Бусырева, эти работы написаны в новом стиле, который столичные искусствоведы определили как евроазиатский этногенетический авангард. В технике графика братья Щербаковы умело используют цвет, создавая гармонию в композиции. Картины будто пронизаны светом и наполнены особым смыслом, скрытым от невнимательного зрителя. Это картины-притчи. Они открываются только тому, кто хочет понять их тайну, разгадать замысел авторов. Чем больше смотришь на полотно, тем больше удается «прочитать» в нем. Даже сказочные сюжеты, выполненные по мотивам известных каждому из нас с детства народных сказаний, наполнены новым, доселе не познанным смыслом. В витиеватых, запутанных линиях скрыты простые истины народной жизни, быта, религии, представлений о мироздании. Вот, к примеру, как сам Андрей Щербаков рассказывает о своей картине «Иван Царевич и Серый волк, Елена Премудрая и Медный Змей»:
– В этой картине соединены в одно целое три сказки. Почему иногда выбираешь одно, а в другой раз – другое? Это явно работа не только одного рассудка, а чего-то еще – того, что мы можем только условно назвать интуицией, работой правого полушария или как-то по-иному. Но для художника важен процесс. Когда происходит соединение, с точки зрения обычного сознания, противоположностей, то удивляешься, что такого соединения не произошло раньше... Когда созерцаешь полученный результат, то переживаешь Открытие, которое нельзя выразить словами. Испытываешь только благодарность к людям, которые донесли до нас эти сказки. Сказки – это только условное обозначение накопленных знаний Вселенной. Иногда из-за непонимания глубины их содержания мы перестаем читать сказки...
Еще хотелось бы предложить вниманию читателей рассуждения художника на другую сказочную тему – о желании старухи стать Владычицей морской (по мотивам сказки «О золотой рыбке»):
– Что было бы, если бы у каждого из нас появились неограниченная власть и богатство? Какое следующее желание могло возникнуть? Мне кажется, – стать бессмертным. Может, даже подвергнув для достижения этой цели уничтожению все другие формы жизни... Это картина не о какой-то абстрактной старухе. Она о нас, о каждом в отдельности и о человечестве в целом. Ведь «старуха» с необузданными желаниями может олицетворять не только некий аспект психики отдельного человека, но и все человечество как биологический и метабиологический объект по отношению к другим, обитающим на нашей планете и в ближайшем космосе.
Вероятно, Щербаковы правы, когда считают, что каждый человек от рождения одарен способностью к рисованию. Но, согласитесь, далеко не каждый наполняет произведения живописи философским смыслом... Это и есть их «Седьмое измерение»...