В прошлом номере «Свечи» мы писали о том, что в Иркутской области уже начали наказывать за «рекламный телефонный терроризм». Незаконная смс-реклама теперь может обернуться для отправителя многотысячными штрафами. Стоит только сфотографировать сообщение и написать заявление в УФАС (управление Федеральной антимонопольной службы).
Но десятки тысяч ангарчан страдают не только от навязывания товаров и услуг с помощью смс. В городе в ходу «голосовая» телефонная работа по раскрутке клиентов. Вам еще не звонили продавцы пылесосов и косметики, получившие ваш номер через ваших же знакомых?! Тогда вы просто уникальный человек!
Где бывает бесплатный сыр
Увы. Большинство ангарчан такой участи не избежало. И добрая половина из них стоически выносила два с лишним часа чистки собственного ковра, сопровождающейся рекламой пылесоса. Большинство «осчастливленных» любителей халявы навеки зареклись после этого пользоваться чем-то бесплатно. Да и телефоны знакомых, которые распространители требуют в обмен на свои услуги, люди пишут не задумываясь, со скоростью торпеды – лишь бы продавец отвязался! Двухчасовая реклама с полным выносом мозга клиента оправданна, ведь цена у пылесоса просто заоблачная. Стоит это чудо-юдо как половина хорошей машины.
Хотите сказать, никто не покупает?! Зря. По статистике, ведущейся теми же продавцами, каждый десятый может стать покупателем. Денег нет? Не беда. На выручку придут кредиты. Ну и пусть процент заоблачный. Люди, умиляясь чуду техники, об этом даже и не вспомнят. И лишь потом, спустя пару часов или дней, наступает обидное прозрение...
К счастью, к пылесосам наш народ за пять лет почти адаптировался. И теперь покупают их единицы. Либо очень богатые, либо очень внушаемые. Остальные вежливо твердят звонящим на сотовый заученную фразу: «У меня уже чистили». И продавцы исчезают.
Но было бы смешно думать, что только одни торговцы бытовой техникой обратились к подобному приему распространения своего товара. На рынок заходят все новые и новые компании, собирающие клиентов по телефону. А потом с помощью длительной «демонстрации» продающие человеку товар по абсолютно запредельной цене.
Одна из таких компаний, торгующая косметикой одной известной фирмы, бодро зашла на ангарский рынок несколько месяцев назад. Звонки от администратора салона красоты о том, что для них заказана бесплатная спа-процедура, поступали многим женщинам. Кто-то от подарка отказался сразу, еще в телефонном разговоре. И правильно, кстати, сделал. Ну а большинство, как в случае с пылесосами, повелось на бесплатный сыр. Который, сами знаете, где бывает...
Проверено на себе
Наш корреспондент получил задание попасть в салон красоты, торгующий косметикой этой фирмы, уже находящейся под пристальным вниманием Роспотребнадзора и других надзорных структур Иркутской области.
Итак, спа-процедура назначена на конкретное время. Девушка по телефону сразу предупреждает: надо взять с собой паспорт. Мол, здесь серьезный фейс-контроль.
И правда, за стойкой ресепшена миловидная женщина просит показать паспорт. Забирает его, полминутки держит под стойкой (может, записывает что-то?) и с улыбкой возвращает. И пока можно присесть на диванчик. По телевизору крутится реклама косметических средств фирмы, с препаратами которой здесь работают. Ну и ладно. Я же на процедуру вроде, а не косметику покупать...
Ухоженные молодые девушки в белых халатиках (прямо медики!) подходят к клиенткам. Каждая забирает свою. Вот и моя очередь идти в кабинет. Он разделен на три части непрозрачными ширмами. Девушка предлагает присесть и ответить на несколько вопросов.
Вопросы самые простые – как часто пользуетесь косметикой, сколько лет, как относитесь к омоложению кожи... Вроде в тему. Затем она мажет сгибы локтей средством, проверяющим наличие аллергии, и попутно заявляет, что будет приводить в порядок только... половину лица. Вторую половину – потом.
К счастью, аллергия отсутствует. И работница салона выполняет обещанное. Наносит препарат на половину лица, протирает, работает каким-то аппаратом. Потом показывает результат в зеркале. Ну, может, и стало лучше. Но за раз морщинки, поверьте, не исчезают. И вот бы уже заняться второй половиной... Но нет. Девушка начинает предлагать не услуги салона красоты, а косметику.
Одиннадцать баночек стоят... (держитесь, слабонервные!) 49 тысяч 900 рублей. По одной покупать нельзя. Только все вместе. Ведь это лечебный курс медцевтики (слово употребляется девушкой неоднократно), который ежемесячно будет назначать врач их центра. И через год – ни морщинки. Правда, за врача тоже надо платить. Две тысячи в месяц. И волшебный массажный аппаратик для лица тоже в набор входит. Но он не бесплатный. За 6700. Итого, если посчитать, 80 тысяч 600 рублей!
Сколько-сколько?! Девушка делает грустные глаза и открывает тайну – да, дорого. Но если вы купите чемоданчик этой радости прямо сегодня, то и врач, и приборчик достанутся вам бесплатно, в подарок. И даже крышечки от баночек вам целый год будут менять бесплатно. По гарантии.
Возможно, вам сразу оплатить покупку покажется дорого. Приобретите в кредит! Вначале предлагается кредит с первым взносом – 10 тысяч сразу и по 3700 в месяц на год. И это тяжело? Тогда «социальный» – 2700 в месяц и без первого взноса.
И если согласны, то вас уже ждет заполненный договор с банком в соседней комнате. Как? Да все просто. Паспорт на ресепшене помните? Откопировали, данные вбили. Только подписывай.
А когда я деликатно отказалась, то девушка попросила написать хотя бы 25 телефонов знакомых и друзей. Стандартная схема. Ну что ж, пусть знакомые тоже пол-лица перед праздниками чуток омолодят. Главное – предупредить, чтобы ничего не покупали...
Мнение специалистов
Как рассказала специалист-эксперт Роспотребнадзора Екатерина Болтуршевич, по Ангарску на эту фирму есть уже несколько жалоб. Поэтому Управление Роспотребнадзора по Иркутской области провело внеплановую проверку ООО, которое занимается распространением и рекламой косметики известной фирмы на территории Иркутской области.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» процедуры очищения кожи лица и шеи, наложения маски на лицо относятся к медицинским услугам и в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию. В ходе проверки выяснилось, что лицензии на осуществление медицинской деятельности у компании нет.
Также были нарушены требования, предусмотренные Техническим регламентом Таможенного союза и предъявляемые ко всей парфюмерно-косметической продукции на территории РФ. В частности, на косметической продукции отсутствовала необходимая информация, которая позволяет определить, является ли она на самом деле медицинской.
В результате проверки материалы дела были переданы в арбитражный суд Иркутской области, вынесший решение о том, что ООО привлекается к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей, а также по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в размере 100 тысяч рублей.
Мало того – Роспотребнадзор настоятельно не рекомендует приобретать косметику, о реальном составе которой потребителю ничего не сообщается. Уже были зафиксированы случаи поздней (не в момент обращения) аллергии. Так что покупка может нанести вред не только благосостоянию, но и здоровью.
Ну а навязчивых телефонных собеседников лучше вежливо отшить. И нервы будут целее, и кошелек, и лицо.