Он никогда не терял себя. Не терял своего уникального представления о мире, понимая его целостность, многообразие и духовную наполненность. Он жил, как думал. И творил, как жил, подарив миру художественные сокровища, истинную цену которых мы поймем еще не скоро.
3 июня в Музее часов открылась выставка малых скульптурных форм из бронзы известного бурятского мастера Гэсэра Зодбоева. Впервые ангарчане получили возможность познакомиться с ценнейшей коллекцией частной иркутской галереи «Гороо». Выставку «Пространство Гэсэра» организовали Дмитрий и Лина Ермонтовичи, которые дружили с Гэсэром Зодбоевым и много помогали ему в жизни, а после его смерти в 2007 году продолжают нести его творчество людям. Мастер жив, пока живы его творения. Одна из самых знаменитых работ Гэсэра – монументальная фигура Будды Шакьямуни находится в Улан-удэнском дацане «Хамбын Хурэ». Ну а в выставочном зале ангарского музея разместилось 30 работ мастера.
Его скульптуры можно сравнить с картинами – они наглядны, сюжетны, с ярко выраженным настроением и потрясающей пластикой. Каждая фигура существует в атмосфере чувств – она несет эмоции и вызывает их у людей. Такой живой отклик и делает работы мастера уникальными. Женщины подолгу останавливаются перед скульптурой «Ожидание»: будущая мать вслушивается в себя, ведет тихий разговор с еще не рожденным ребенком. Материнская любовь и нежность раскрываются теплотой бронзы, выразительностью форм, плавными линиями. Сколько души вложил автор в свою работу!
А вот как рассказывает о другой скульптуре Гэсэра – «Воин нижнего мира» – искусствовед Алена Кабунова: «Мифологичность и ассоциативность мышления скульптора явили могучего воина-скорпиона, в облачении которого переплелись элементы архаики, а сам его облик несет черты зооморфности. Зеркальная гладкость поверхности металла в сочетании с рельефной проработкой деталей рождает декоративную ритмическую выразительность. Стихийная чувственная сила воина словно закована в панцирь металла, но мгновение – и статичный образ оживет, разорвав оковы бронзы».
На выставке можно увидеть скульптуру под названием «Первая молитва», одна из авторских копий которой находится в коллекции Его Святейшества далай-ламы XIV. Ее называют связующей нитью между физическим и духовным миром людей. Каждая скульптура – это размышление Гэсэра о своей жизни, о предназначении, о гармоничном соприкосновении мимолетности и вечности. Может, потому к ним хочется прикоснуться рукой, почувствовать теплоту бронзы, убедившись, что это не иллюзорный, не имеющий веса образ пойманного мгновения, а тяжелый металл, подвластный задумке мастера.
«Гэсэр работал в технике утраченного воска, больше известной у нас как техника бронзового литья, – рассказала на открытии выставки арт-директор «Гороо» Лина Ермонтович. – Сначала автор создавал рисованный эскиз будущей скульптуры, потом делал ее точную копию из пластилина, затем слепок из воска. При нагревании воск таял и образовавшуюся пустоту заполняла жидкая бронза. Бронзовое литье широко используют западные скульпторы, но у многих из них нет четкости в передаче линий. Гэсэр же применял специфическую для бурятского искусства технологию чеканки бронзы. Оттого текстура его работ такая рельефная, плотная, а поверхность – зеркальная».
Долгое время Гэсэр Зодбоев работал с такими известными мастерами, как Дмитрий Будажабэ и Даши Намдаков. Сейчас его работы находятся в государственных и частных коллекциях России, Японии, Франции. Знакомые с его творчеством люди говорят о Гэсэре: он заставил металл светиться изнутри.