Полумрак, слышится шум морского прибоя, крики чаек, скрип деревянных снастей. Первое впечатление – ты оказался на палубе корабля, который неторопливо отправляется в путешествие. Дуновение ветра ощущается совсем по-настоящему, хотя действие происходит не на берегу моря, а в «11-ой комнате» Дворца культуры «Нефтехимик», на премьере спектакля «Остров Рикоту».
С первых шагов в зрительном зале, пока занимаешь свое кресло, успеваешь убедиться: атмосфера таинственности, обещанная на афише словосочетанием «мистический триллер», создана мастерски – за это особая благодарность художнику спектакля Вячеславу Прошину. Налицо все признаки простого быта отдаленного от центра района. Материалы тоже самые первобытные: дерево, веревка, сеть. Из достижений цивилизации – только полиэтиленовые пакетики, влетающие время от времени в одно из отверстий декорации. Это ветер.
Спектакль «Остров Рикоту» режиссер народного театра «Чудак» Александр Говорин подготовил вместе со своей помощницей Марией Новиковой. Он считает его экспериментом, в котором с удовольствием приняла участие прежде всего молодежная часть коллектива (даже возрастные роли Антонова и Тимофеева в спектакле играют молодые люди). Из «старожилов» – одна Ирина Марфина, блестяще исполнившая роль обработчика морского зверя Степановой.
Казалось бы, чем может заинтересовать молодежь рассказ о «краешке земли» – забытом острове, на котором обитают всего 15 человек? Ведь место действия в самой репертуарной на сегодняшний день пьесе молодого драматурга из Уфы Наталии Мошиной – «Дальний Восток, такой дальний, что «дальнее» просто не бывает». На самом-то деле это касается многих из нас: тех, кто уже потерял свою малую родину, и тех, кому это еще только предстоит.
В стране нашей уже слишком много стало таких «краешков». По сути, все, что не является городом, возвращается к принципам натурального хозяйства, постепенно пустеет, ветшает и вымирает. Сколько на просторах России мертвых поселков, медленно, но верно зарастающих подлеском и глядящих на редкого путника пустыми глазницами окон? А там, где еще живут люди, – там пьют горькую или находят себе некую спасительную идею-религию. Как персонажи Наталии Мошиной на острове Рикоту, полностью зависящие от моря и выбравшие себе в заступницы Великую мать Водоросль.
Она тоже появляется в постановке благодаря работе артисток из народного циркового коллектива «Шари-вари» – в этом спектакле они помогают «Чудаку» создать нужный образ. Она и жертвы от них принимает, и дары взамен посылает – как того же молодого московского журналиста Игоря, прибывшего на остров, чтобы собрать материал для статьи, и, поддавшись мягкому обволакивающему мороку «матери Водоросли», оставшегося там навсегда. Так же, как островитяне, он забыл о жизни в столице, о своей московской девушке и работе, о том, что вообще есть Россия – на Рикоту в это уже не верят.
А ведь могли бы воспользоваться помощью журналиста, чтобы напомнить о себе! Но им этого уже не нужно. У этих людей включились первобытные потребности: главная причина, по которой они стремятся оставить Игоря у себя, – необходимость продолжить человеческий род. Самой подходящей для этого на острове является молодой специалист по альгологии (науке о водорослях) Аня – Анастасия Михайлик. Она же – главная жрица Великой матери.
Надо сказать, что с актерской задачей ребята из «Чудака» справились отлично. Хотя некоторые из участников вышли на сцену впервые: тот же Владислав Разумеенко (начальник цеха обработки рыбы и морского зверя Антонов) начал заниматься в «Чудаке» с сентября прошлого года. Было очень много сделано и для того, чтобы у зрителей создалось ощущение жути и неотвратимости происходящего. Только вот расследования не имеющих рационального объяснения событий, характерного для мистического триллера, так и не случилось. На мой взгляд, эта постановка больше тяготеет к жанру притчи.
Спектакль стал отголоском поездки «чудаков» в сентябре 2013 года на VII межрегиональный фестиваль «Неделя экспериментального театра» в Омск. Там Светлана Трифонова, руководитель литературно-драматической части театра «Студия» Любови Ермолаевой, с которой наши театралы познакомились летом в Утулике, дала им несколько пьес современных авторов, одной из которых и оказалась «Остров Рикоту». Она понравилась и заставила задуматься. И вот теперь «Чудак» преподносит этот ребус ангарчанам – второй показ спектакля состоится в воскресенье, 16 марта.