Проводя много времени на работе, каждый из нас сталкивается и с достоинствами, и с недостатками своих коллег. Если и возникают какие-то трения, в основном они носят рабочий характер. Да и разрешение конфликтов в таких случаях – дело наживное. Однако, если коллектив «лихорадит» постоянно, люди переживают хронический стресс. Они недовольны своим руководителем, его отношением к себе и, конфликтуя друг с другом, напрягают обстановку. Как быть и что делать, если вы конфликтуете со своим начальником? Ответ на этот и другие вопросы, касающиеся конфликтов на рабочем месте, знает психолог, завотделением «Телефон доверия 086» по оказанию психологической помощи населению Ольга Погребняк.
– Ольга Ивановна, часто ли ангарчане обращаются за помощью к психологам за разрешением служебных конфликтов?
– С начала года на «Телефон доверия 086» по оказанию психологической помощи населению за помощью обратилось свыше тысячи человек. С проблемой служебных конфликтов – около пятидесяти. Можно сказать, что людям часто нужна помощь специалиста, когда на работе не ладится. Самая распространенная причина этого – невозможность найти общий язык, «договориться» с начальником.
Конфликт «руководитель – подчиненный» достаточно сложен, так как считается, что силы противоборствующих сторон неравны. Но часто бывает так, что в стремлении разрешить его, каждая из сторон делает все, чтобы еще больше усилить конфронтацию. Не желая понимать запросы и потребности противоположной стороны, каждый настроен на удовлетворение своих. В результате начальник превращается в гонителя-преследователя, который карает и наказывает, а нерадивый подчиненный – в его жертву, спасающуюся от преследования. Но и у того, и у другого явные психологические проблемы.
– Ну, с жертвой все ясно – она страдает. А у начальника какие проблемы в этих ситуациях?
О.П.: Приведу пример. За помощью обратилась молодая женщина. Назовем ее Марией. Достаточно открытая дама, она легко пошла на контакт. Нашу беседу она рассматривала как поддержку для нее и возможность получить защиту. От своего начальника. Она рассказала, что не понимает, почему он относится к ней предвзято, как она считает. От коллег она ничем не отличается и ведет себя с клиентами так же, как и остальные. Несмотря на то что в коллективе среди обслуживающего персонала она – единственная женщина, недостатки замечают только у нее. Руководитель постоянно придирается к ней. Срывается на крик, обвиняя в том, что она что-то не так делает или делает плохо. Перед другими осуждает ее. Мария только и делает, что оправдывается. Или плачет. Выяснилось, что женщине больно и обидно от того, что она не может себя защитить.
– Вполне рядовая ситуация, каких много!
О.П.: Рядовая для многих людей, но не для Марии. Она тяжело переживала, поэтому и обратилась к нам. Состояние женщины усугублялось тем, что одна воспитывает дочку-дошкольницу. Муж сидит в тюрьме за хулиганство. Защиты ждать не от кого. Считала, что ее легко обидеть и некому за нее постоять. Чувствовала себя жертвой. Но не осознавала этого. Как и не осознавала того, что засевший страх перед начальником не остается им незамеченным. Отметив подобострастное отношение к своей персоне, он просто увидел в ней человека, неспособного себя защитить. Тушуясь в надежде застраховать себя от гнева руководителя, она только провоцировала его на агрессию. Потребовалось время для анализа своей жизни и своей роли. Перед ней встал выбор: продолжать оправдываться, а значит – провоцировать нападки начальника, или учиться давать отпор, сохраняя свое достоинство. Вопрос был достаточно сложным для нашей абонентки, требующим огромной работы над собой. Ведь принятие ответственности за свою жизнь и того, что в ней происходит, – это поведение взрослой личности.
– И ей удалось что-то поменять в себе? Повзрослеть?
О.П.: Надеюсь. Мария получила мощную эмоциональную поддержку, обратившись к нам. Более того, свои отношения с начальником она проанализировала через призму психологически адекватного восприятия и поняла: чем больше она боялась его придирок и недовольства, тем больше наталкивалась именно на это. Отучить себя от уже вошедшего в привычку страха ей было не так-то просто. Как и непросто понять, что игнорировать требования руководства не нужно, но и путать уважение и субординацию со страхом и беспрекословным подчинением тоже не стоит. Если кто-то и занимает более высокую должность, еще не означает, что он лучше ее. А в случае с начальником Марии, наоборот, с массой таких же психологических проблем.
– Ну а что же начальник? Как повлияло на него случившееся?
О.П.: Об этом, конечно, может поведать только сам начальник. Придирающийся, эмоционально несдержанный, агрессивный руководитель, как правило, склонен вымещать злость на тех, кто сильнее всего этого боится, то есть на слабых подчиненных. Своим поведением он транслировал отсутствие своего мастерства как руководителя, проблему культуры поведения в обществе, а также неумение воздействовать на человека так, как следовало бы руководителю со знанием психологии взаимодействия.
Среди прочих причин – желание показать свое превосходство над подчиненными, чтобы нейтрализовать собственный страх показаться в глазах своих коллег несостоятельным. Немаловажную роль при такого рода конфликтах играют социальная незащищенность, психологическая усталость, личностные и семейные неурядицы конфликтующего. То есть те факторы, которые влияют на то, как и в какой тональности руководитель будет отдавать свои распоряжения. Во всех этих случаях подчиненный является для руководителя источником решения своих внутриличностных проблем.
– Да, нелегко приходится тем, кто становится жертвой такого самодура. Трудно выйти из такого конфликта победителем. У Марии это получилось? Как завершилась та история?
О.П.: Женщина разобралась в том, какие «вклады» она лично сама вносила в конфликт с начальником: оправдывалась, плакала, боялась его, пыталась угодить и т. д. Мы разобрали с ней несколько конкретных ситуаций. Выяснили, в какие моменты начальник цепляется, что она при этом делает, насколько объективны придирки, как она ведет себя, когда обижена. Обсудили различные способы общения и предъявления себя как человека, уважающего свое мнение и осознающего свои эмоции.
– Что бы вы предложили нашим читателям, оказавшимся в конфликте с руководителем?
О.П.: Если вы мотивированы на труд и сотрудничество, как это было у Марии, первое: не льстите и не оправдывайтесь. Поскольку это работает на вашего начальника: самовозвышает его в собственных глазах. При таком раскладе вы рискуете быть объектом недовольства постоянно. Второе: не теряйте самообладания. Помните, что ваш начальник – это человек со своими страхами и проблемами. От того, как вы будете реагировать на злость и придирки руководителя, будет зависеть ваш психологический настрой на работу и не только. Выслушайте претензии не перебивая. Затем уточните то, что вы слышите, чтобы проверить, правильно ли вы поняли. Попросите привести пример, если не уверены. Перескажите своими словами. Попросите время, чтобы все обдумать. Третье: взвесив информацию, собрав аргументы в свою защиту, снова зайдите к начальнику в кабинет. Если есть уверенность в своей правоте, скажите: «Мне хотелось бы объяснить, почему я сделал(а) так». Если чувствуете вину – признайте ошибку и скажите, что впредь постараетесь подобного не допускать. Вообще, самое главное в отношениях с начальством – научиться правильной подаче информации. И последнее: если ваш начальник самоутверждается за счет более слабых, а вы предприняли все, что зависит от вас, не тратьте время. Ищите другую работу. Потому как спокойная обстановка только улучшает производительность труда. А следовательно, и ваш материальный достаток.
Если вы оказались в сложной жизненной ситуации и не видите выхода, психологи службы «Телефон доверия 086» готовы помочь вам разобраться в случившемся и найти способы решения проблемы.
Беседу вела Вероника Тихонова