О формировании универсальной личности – ни больше ни меньше – шла речь на педсовете, состоявшемся 20 марта в гимназии №8. Это педагогическое совещание значительно отличалось от всех обычных. Причина – гость из Москвы, приехавший в Приангарье с особой целью. Во-первых, проверить, как идет работа в образовательных учреждениях, действующих по программе «Школа нового поколения» благотворительного фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски. Во-вторых, оказать, если потребуется, помощь, направив работу педагогов в нужное русло.
В Ангарске руководитель игровых программ «Школы нового поколения» Игорь Гребенник посетил два образовательных учреждения – среднюю школу №40 и гимназию №8. В нашем городе известны плоды его деятельности – при непосредственном участии Игоря Михайловича были разработаны программы «Муниципиона» и «Города искателей».
Надо сказать, что совсем недавно, три недели назад, педагоги из этих двух школ побывали в подмосковном поселке Валуево, где прошли обучение по «Школе инженерной культуры» – новой программе, предлагаемой «Вольным делом» и компанией «En+ Group». Хотя, по словам Игоря Гребенника, есть все основания считать, что в гимназии №8 эта программа уже работает.
Нужны доказательства? Образовательная игра «Таинственный остров», состоявшаяся осенью 2013 года и объединившая знания и умения из абсолютно разных учебных дисциплин и сфер деятельности; гимназический «Клуб изобретателей»; программы, по которым работают с дошкольниками в прогимназии. Все они подразумевают многостороннее развитие индивидуума, как минимум – создание у школьников целостной картины мира.
Одним из примеров «Школы инженерной культуры» является российский гений Михайло Ломоносов: поэт, химик, художник, астроном, – трудно назвать научную сферу, которой он не коснулся. В следующем учебном году ангарские «школы нового поколения» проведут «Неделю Ломоносова». А ноябрьская выездная «Школа лидера» гимназии №8 пройдет под эгидой «Школы инженерной культуры» и будет включать обучающие программы для ребят, которые занимаются сбором, обработкой и распространением информации – нашим юным коллегам из школьных пресс-, радио- и телецентров. Следующий шаг – смены в выездных летних лагерях на Байкале.
Глядишь, со временем появятся в нашем городе и в нашей стране личности, полностью подходящие под определение, данное Александром Солженицыным: «Инженер – это открыто светящийся интеллект, свободный и необидный юмор, это легкость и широта мысли, непринужденность переключения из одной инженерной области в другую, и вообще – от техники к обществу, искусству. Это воспитанность, тонкость вкусов, хорошая речь, плавно согласованная и без сорных словечек; у одного немножко музицирование, у другого – немножко живопись, и всегда у всех – духовная печать на лице...» Очень уж нам таких сегодня не хватает…