23 апреля исполнилось 450 лет со дня рождения величайшего драматурга всех времен и народов, Уильяма Шекспира. Прекрасный повод, чтобы снова вспомнить о его бессмертных героях: Гамлете, Ромео и Джульетте, Отелло и Яго, короле Лире и многих, многих других, имена которых уже не одно столетие используются как нарицательные. Мимо такой возможности не смогли пройти и артисты образцового театра «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи. 27 апреля они собрались, чтобы отпраздновать день рождения Шекспира.
Праздник в театре – это всегда праздник вдвойне. Во-первых, это собрание единомышленников не только за кулисами и на сцене, но и в зале – так как человек посторонний может забрести сюда только случайно. Во-вторых, это очередной творческий полет, а в данном случае еще и триумфальный, поскольку день рождения английского драматурга в «Родничке» удался на славу.
Конечно, без влияния художественного руководителя и режиссера театра – заслуженного работника культуры Тагира Хамитова – не обошлось, но и ребята здесь занимаются достаточно взрослые, чтобы понять, насколько хороши, насколько сценичны пьесы Уильяма Шекспира, как современны они и сегодня, спустя четыре столетия после создания.
Поэтому фрагменты из спектакля «Ромео и Джульетта»: знаменитую сцену на балконе и судьбоносную потасовку на площади, в которой гибнут Меркуцио и Тибальт, – ребята сыграли так живо, так колоритно, что никакого сомнения в полном их погружении в эпоху и предлагаемые обстоятельства не возникло. Наоборот, они, как талантливые актеры, еще и добавили от себя каждому из персонажей, сделав их вполне современными (очень бы хотелось увидеть постановку целиком в исполнении «родничат»!).
То же самое можно сказать об отрывке из «Отелло», отданном «ветеранам» молодежного театра. Олегу Пешкову удалось соединить в образе Брабанцио гордую самоуверенность сенатора с эмоциями оскорбленного в лучших чувствах отца. Алексей Рогозин, только что управлявший видеорядом на заднике с помощью ноутбука, сделал шаг на сцену и стал Яго – это было видно еще до первой его реплики, обращенной к Родриго. А Артему Артищеву, чтобы сделаться мавром, даже грим не понадобился – такова сила таланта!
Если у «Родничка» нет готовых работ по пьесам Шекспира, то в народном театре «Факел» ДК «Современник» несколько лет назад поставили «Гамлета». Этот спектакль, вроде бы относящийся к событиям далекого XII века, тоже был на редкость современным в интерпретации заслуженного работника культуры России режиссера Александра Кононова и вызывал в свое время и восторг, и возмущение публики. В день рождения автора на сцене дворца творчества артисты «Факела» сыграли один из самых сложных фрагментов – сцену сумасшествия Офелии, в образе которой перед зрителями предстала Инна Черниговская.
Во время юбилейного вечера ребята сделали немало открытий. Например, что все свои самые гениальные пьесы Шекспир писал для простонародья, лондонского плебса, который и был основной его публикой. Этого никто и не скрывал, но как-то не верится, что во время представлений театра «Глобус» зрители пили эль и щелкали орехи, бросая скорлупу себе под ноги. Интересно и то, как в текстах со временем стареет главный герой Шекспира: 16-летний Ромео превращается в 30-летнего Гамлета, а за 47-летним Отелло следует глубокий старик король Лир. Объясняется это просто: Шекспир писал свои пьесы, имея в виду конкретных актеров, а главные роли в «Глобусе» играл его друг и соратник Ричард Бёрбедж.
И еще одно открытие, сделанное там же, в зрительном зале ДТДиМ: как мало мы все-таки знаем о Елизаветинской эпохе, Уильяме Шекспире и его героях! Очень захотелось взять с полки томик трагедий, комедий, поэм или сонетов гениального англичанина, изменившего историю мирового театра на многие сотни лет вперед, и вновь погрузиться в удивительный мир человеческих страстей, который он создал.