В прошлом номере нашей газеты мы начали разговор с членом Союза художников России, автором нескольких установленных в Ангарске скульптурных исторических композиций скульптором Анатолием Осауленко. Тема беседы – проходящий сейчас в городе конкурс эскизов памятника детям войны и Монумента славы. Анатолий Кузьмич остр в суждениях и прям в оценках. На церемонии награждения участников конкурса, состоявшейся после завершения первого отборочного тура, скульптор порвал врученные ему грамоты и категорически не согласился с оценкой проектов. Его мнение заслуживает отдельной публикации и обсуждения на страницах газеты.
– Анатолий Кузьмич, почему же вы все-таки порвали грамоты? Со стороны это могло показаться реакцией человека, обиженного тем, что выбрали чью-то работу, а не его.
– Да оскорбительно все это, больно и неприятно. Сама организация конкурса эскизов памятника детям войны и Монумента славы больше напоминала фарс, нежели серьезную задумку. Дали на представление работ месяц, как будто речь идет об участии в конкурсе рисунков. Что скульптор может сделать за месяц? Придумать Монумент славы, достойный темы и повода – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне? Единственный выход – доделать имеющиеся задумки. А у кого таких не было, те представили что по-быстрому в голову пришло. В таком темпе редко рождается что-то стоящее. И потом – такое дилетантское судейство!
Изначально меня и Михаила Ивашко вписали в конкурсное жюри, но, поскольку мы тоже представили свои работы на конкурс, нас вычеркнули. И осталось жюри без скульптора и художника. Одни чиновники и общественники, а не специалисты и профессионалы. Я не буду сейчас называть фамилии – они известны. Люди сами по себе достойные. Но что они понимают в скульптуре? Знакомы ли с азами монументалистики, читали ли что-нибудь специальное, прежде чем оценки давать? Это необходимо хотя бы для того, чтобы не повториться в своем выборе, не допустить плагиата, которого у нас в Ангарске и так хватает! Авторам свойственно подражание, но копирование чужого замысла, уже воплощенного где-то и кем-то, недопустимо! Я не знаю, думали ли на эту тему организаторы конкурса, но сработали, что называется, «на отвяжись»! В итоге собрались, посмотрели работы и быстренько все решили. Перед объявлением результатов мне дали слово. Выслушали внимательно. А на награждение (вернее – на формальное вручение грамот за участие) вызвали в последнюю очередь. Рамочки не хватило, дали просто две бумажки! А зачем мне эти филькины грамоты?
– Если отбросить все эмоции, то как, на ваш взгляд, должен проходить отбор работ в таких конкурсах?
– Специально для нашего разговора я приготовил подборку публикаций, посвященных конкурсу монументальных скульптур, которые планировалось установить на Поклонной горе в 80-е годы. Тогда тоже был объявлен конкурс, и в обществе развернулась горячая полемика по поводу будущей монументальной композиции. Спорили профессиональные скульпторы, художники, идеологи. Был выявлен и безжалостно изобличен плагиат: Родина-мать, держащая на руках ребенка, очень напоминала памятник солдату, спасшему девочку (установлен в Берлине). Подробно разбирался каждый предложенный эскиз – звучала открытая критика в адрес заслуженных скульпторов, если их работа выглядела недостаточно убедительно. При выборе памятников учитывалось даже освещение – монумент воинам-героям с боевым знаменем был отвергнут только потому, что при определенном положении солнца стяг выглядел черным. В конце концов организаторы конкурса решили в корне изменить сам подход, концепцию скульптурной композиции, и в итоге мы получили совершенно замечательный архитектурный комплекс на Поклонной горе, который сейчас доступен для посещения.
Вы скажете: чего со столицами тягаться? Однако еще три десятка лет назад и в нашем городе к памятникам архитектуры тоже предъявлялись самые серьезные требования. Вот пример из моей практики. В начале 70-х годов директор АЭХК Новокшенов заказал мне на испытательных условиях памятник Ленину. Два года я работал над образом вождя. Когда работа была окончена, из Иркутска были приглашены члены художественного совета – пять известных, образованных членкоров выставкома внимательно осмотрели трехметрового Ильича и вынесли свое предписание: так как среди членов худсовета нет профессиональных скульпторов, изображение будущего монумента необходимо направить на суд компетентного жюри в Союз художников в Москву. Вопреки принятому сейчас мнению, тогдашние партийцы не боялись брать на себя принятие решений, когда чувствовали свою правоту. Но дилетантство, некомпетентность приравнивались к идеологической диверсии. А сейчас каждая кухарка может и судить о патриотизме в искусстве, и принимать решения, за которые не несет ответственности! Вот что я думаю о судействе нынешнего конкурса! Я не хочу даже предполагать, чем руководствовались устроители этого фарса при оценке работ. Факт же таков – члены жюри совершенно отвергли идею патриотизма, дружбы однополчан, стремление к самопожертвованию во имя Родины. Зато уделили пристрастное внимание легкому жанру, опереточным мизансценкам. Видимо, мало еще у нас на улицах и площадях сурков и волков… А мой Ленин до сих пор стоит перед управлением комбината…
– По итогам первого этапа конкурса названы имена авторов, чьи работы признаны лучшими. Это ваши коллеги, скульпторы со своим видением будущих Монумента славы и памятника детям войны.
– Не буду сейчас разбирать достоинства и недостатки конкретных проектов. Большинству авторов я лично высказал свое мнение. Думаю, и им есть что сказать мне. Я в профессии давно. Честно скажу: был бы только рад увидеть что-то новое, интересное, потрясающее, такое, при виде чего пришлось бы вздохнуть с сожалением: «Ну почему мне эта идея в голову не пришла?!» В этот раз такого не случилось. Были неплохие выставочные, но никак не монументальные работы! Ведь замахнулись именно на Монумент славы! А это вам не балкон покрасить! Это должно быть что-то сродни «Рабочему и колхознице» или монументу «Покорители космоса» на ВДНХ, когда силуэт, жесты, мимика, объем, масса сконцентрированы в единое целое и работают на идею. У нас же в итоге получился не конкурс, а игра в патриотическую скульптуру, больше напоминающая художественную самодеятельность. Да еще и судейство соответствующее.
– Анатолий Кузьмич, если говорить персонально о ваших конкурсных проектах, то есть версия, что членов жюри смутила нагота человеческих фигур…
– Что за вздор! Только узко мыслящий испорченный индивидуум может считать обнаженное человеческое тело пошлым. В таком случае давайте уничтожим, изведем все скульптурное наследие наших знаменитых предков – греков, итальянцев. К черту Венеру Милосскую и Давида! Человеческое тело без прикрас, одеяний и лишних слов способно выразить целую гамму чувств, эмоций, идей – в военных памятниках это прежде всего движение вперед, напряжение, тревога, скорбь, сила, боль, красота или, наоборот, жалкость и уродство.
– Пусть члены жюри не увидели всего этого, но ведь они не стали брать на себя окончательное принятие решения – второй этап конкурса проходил в формате народного голосования. На сайте администрации города, где представлены все проекты, любой желающий мог оставить свой голос в поддержку понравившейся композиции.
– А много ли нашлось этих желающих? Народное голосование предполагает участие в общем деле тысяч неравнодушных горожан. Конкурс проходит в отвратительных организационных условиях. Вы видели фото на сайте? Они мелкие, мутные, нечеткие, непрофессиональные, как и все в этом конкурсе. Понять по этим снимкам авторский замысел невозможно! А главное, за бортом так называемого «народного голосования» осталась самая важная часть городской общественности – ветераны, пенсионеры, то есть те, кому тема войны и Победы близка и понятна. К сожалению, среди них мало пользователей Интернета. Я и сам не имел возможности отдать виртуальный голос за свои работы, чего уж о других говорить… Да и молодежь не очень активно была вовлечена в ход голосования, многие вообще не знали о конкурсе.
– Сейчас, когда, по замыслу организаторов конкурса, этап народного голосования должен быть завершен, признаюсь, что лично мне среди проектов будущего Монумента славы больше других понравился ваш «Набат». Совершенно удивительна идея звона колокола в полной тишине. Кажется, что звук набата почти осязаем…
– Он звучит в душе, а пластика помогает передать этот тревожный гул, предупреждающий о недопустимости повторения трагедии. Композиция получилась, на мой взгляд, очень динамичной, эмоциональной, она должна возвышаться на 5-7 метров и покорять стоящих у постамента людей своей мощью. Осенью прошлого года я выставлял эту работу в миниатюре на своей персональной выставке, посвященной 50-летию творческой деятельности. И получил самую высокую оценку от архитектора Владимира Зубаря и и.п. мэра АМО Светланы Кажаевой. Тогда Светлана Борисовна высказала в отношении «Набата» практически искусствоведческую оценку. Жаль, что в свете известных политических событий она не принимала участие в судействе...
– Конкурс подходит к концу, его организаторы планируют объявить окончательные результаты уже 9 Мая. Городу нужен памятник, перед которым можно склонить голову в память о жертвах Второй мировой войны, в знак признательности перед героями Великой Отечественной.
– Вот именно – памятник, а не декоративное творчество авторов малых архитектурных форм. Нам не нужны вторые голуби, подобные установленным перед Музеем Победы. Композиция хоть и неоригинальная, зато позитивная, чем многим и нравится. Но она не соответствует высокопатриотичной теме войны и Победы, представлению образа народа-победителя! По ней то и дело карабкаются дети, ставят свои ботинки на голубиные крылья. А военный памятник должен внушать трепет и уважение! Он должен будить в душе чувства, а не желание помыть его от грязи! Если рядом будет стоять сотня или тысяча людей, то каждый из них должен иметь некое личное отношение к памятнику, чувствовать сопричастность к чему-то великому и значимому. Вот что такое Монумент славы! Его нельзя топтать ногами и использовать для игр. Иначе мы дойдем до того, что на Вечном огне будем шашлыки жарить…
– Через год наша страна будет праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Уже началась подготовительная работа к запланированным торжествам. И нынешний конкурс тоже входит в этот план. Давайте представим наихудший для вас вариант развития событий – ваши проекты не попадут в число скульптур, которые будут установлены в Ангарске. В любом конкурсе есть победившие и проигравшие, как на войне… Как пережить поражение?
– Мне многие говорят: да успокойся, не переживай сильно, это всего лишь конкурс. Но я ведь всю свою творческую судьбу посвятил монументальной патриотической скульптуре. Это мое дело, моя жизнь. Я не могу оставаться равнодушным и безучастным к происходящему. Очень больно все это и обидно. Обидно получить вместо профессиональной оценки филькины грамоты, вместо аргументированного мнения жюри – результаты виртуального интернет-голосования. Я имел возможность высказать свою точку зрения по поводу всего происходящего на недавнем культурном форуме. Надеюсь быть услышанным и сейчас. Не нужно спешить с выбором будущих памятников, необходимо доработать проекты и сам конкурс, подойти более серьезно к такому ответственному делу. Не корову ведь выбираем, а монументальный образ Победы, подарившей нам мир…
Беседу вела Вера Инёшина