Прошедший месяц должен дать богатые культурные всходы. В апреле в Ангарске с помощью отдела по культуре, молодежной политике и спорту администрации города и Дворца культуры «Нефтехимик» был проведен форум, на котором в присутствии региональных чиновников деятели культуры и образования нашего города озвучили свои проблемы и наметили возможные пути их решения.
Модератором театральной секции I Форума культуры Ангарска стал режиссер народного театра «Факел» Дворца культуры «Современник» заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Кононов. Незадолго до этого Александр Иванович представлял наш город на Всероссийском форуме «Любительский театр в контексте культурного пространства России» и проходившей в его рамках III Всероссийской лаборатории режиссеров любительских театров в подмосковном Звенигороде. О своей поездке он рассказал корреспонденту нашей газеты.
– Александр Иванович, ради чего созывался московский форум?
– Президент дал задание правительству разработать программу поддержки и развития самодеятельных творческих коллективов, в том числе любительских театров. Чтобы качественно выполнить это поручение, обратились в Союз театральных деятелей России, который работает с любительскими театрами. Надо сказать, обратились по адресу! Для разработки проекта программы развития любительского театрального движения СТД РФ и провел форум, куда были приглашены ведущие режиссеры любительских коллективов со всей страны. Мне тоже пришел вызов от председателя Союза Александра Калягина. На форуме руководители театров рассказывали о своих коллективах и делились их достижениями.
– Вы говорили о своем фестивале на острове Ольхон?
– Я делал доклад о работе театра «Факел», рассказал о его проблемах, о деятельности Международного летнего театрального центра «Ольхон» и фестивале «Сибирская рампа», который приобрел статус международного бренда. Москвичей интересовало, каким образом нам удается его проводить в течение пятнадцати лет, какие у него перспективы и что необходимо, чтобы он развивался. Мои слова подтверждались выставкой, которую составили фотографии Светланы Серебренниковой с «Ольхона-2013», программки, театральные буклеты, в том числе с нашего прошлогоднего юбилея – в 2013 году «Факелу» исполнилось 55 лет. Надо сказать, что наша выставка пользовалась большой популярностью, а театральные педагоги Москвы, также приглашенные для участия в форуме и лаборатории, в один голос заявили, что фестиваль на Байкале уникален, что такого они не видели больше нигде (а сравнить есть с чем), что Ольхон провоцирует творческий процесс с множеством приятных неожиданностей. «Сибирская рампа» вызвала такой интерес, что в этом году в МЛТЦ собирается приехать телестудия «Театр» из Центрального дома актера, чтобы снять передачу о нашем фестивале.
– Александр Иванович, может ли помочь участие в форуме c организацией и проведением фестиваля? Ведь, несмотря на то, что он стал международным брендом, деньги на его проведение по-прежнему приходится искать вам.
– Одной из целей форума было составить список приоритетных для развития любительского театра в России проектов, включить их в программы Министерства культуры Российской Федерации и подобрать для них инвесторов. У нас есть возможность попасть в какую-то из программ, будем на это надеяться. На форуме говорилось и о других проектах – значимых, интересных. Например, молодежный фестиваль «Театральная революция» из Тюмени, омская «Неделя экспериментального театра» сестер Козловских, которые неоднократно приезжали к нам на Ольхон со своими коллективами, вяткинская школа имени Калягина в Кировской области. В европейской части России у любительских театров свои проблемы. Очень понравилась презентация европейской летней театральной школы, которую Союз театральных деятелей проводит для детей со всего мира. Они приезжают на базу отдыха и в течение месяца занимаются актерским мастерством с педагогами русской театральной школы. Это дает сильный толчок для внутреннего развития.
– Кроме конкретных проблем, у театров есть и общие, связанные с уменьшением их влияния, их популярности.
– Людей к восприятию театрального искусства нужно подготавливать, зрителей надо воспитывать. Этим и должен заниматься любительский театр, а вовсе не зарабатыванием денег, как нам пытаются внушить. Из любительского театра вышла целая когорта первоклассных актеров и театральных мэтров – тот же Станиславский, Мейерхольд. Сейчас немногие способны воспринимать театральное действо. Это связано с общей девальвацией человеческих ценностей. Пример того, что происходит, когда у людей отсутствует внутреннее нравственное ядро, мы видим на Украине. Но я еще хочу сказать, что в «Факел» сейчас приходят заниматься молодые люди. Приходят за важными жизненными ориентирами, чтобы разобраться, как жить и что хорошо, а что плохо. И это не может не радовать.