В минувший четверг, 10 июня, в выставочном зале Ангарского городского музея начала работать выставка живописных и графических произведений нашего земляка, мастера лирического пейзажа Альберта Кусса.
Более 30 работ из частной коллекции представлено в экспозиции музея. Почти все они, за исключением нескольких полотен, воспевают неповторимую и незамысловатую прелесть сибирской природы. Каждому из нас знакомы эти пейзажи, характерные для Иркутской области, некоторые из них даже имеют вполне определенную географическую отнесенность («Осень на Белой», «В горах. Там, где пройдет БАМ»). Но большинство картин названо по тому времени года, которое на них изображено.
Рисовать природу, когда каждый новый день дарит нам неповторимые «живые» полотна – неблагодарное дело, – может сказать недалекий критик. Да и что нового о природе можно выразить на холсте? Но так и проявляется настоящий художник – неважно, слово, звук или кисть он избирает своим орудием, – в том, что глаз обычного человека просто не заметит, он увидит нечто особенное и с помощью своего таланта откроет на это глаза остальным. Так и здесь – не только зима превращается под кистью Альберта Кази-мировича в серебристую сказку, но и осень с ее желто-зеленой чересполосицей смешанного леса, весенний темнеющий снег и ярко-зеленая прозрачность лета – всё представляется необычайным, чудесным, и только кажется, что увидеть за городом такие картины легче легкого.
У живописи Альберта Кусса есть одна особенность. Лесные, полевые и горные пейзажи художника нужно рассматривать на расстоянии. Только при этом условии грубые пятна, комья и даже куски краски занимают свое место на полотне и включаются в общую композицию. За счет грубого холста, на который художником накладывался толстый красочный слой, и так называемого «сурового» стиля письма его картины кажутся объемными, напоминая изображения в современном 3D-формате. Аскетичные, сбитые им самим рамы с жестяными табличками-подписями идеально дополняют фактурную живопись полотен.
Есть в экспозиции несколько работ, посвященных воспоминаниям Альберта Казимировича о своем детстве, которое прошло в поселке Мишелевка Иркутской области («Дворик», «Комната детства», «Во дворе»). С огромной любовью выписаны стена дома, разукрашенные оконные ставни и яблоня в палисаднике. Загля-дывая в комнату своего детства, живописец наполняет ее светом так, что зрителю кажется, будто она излучает сияние. Немудрено, что и последние годы перед смертью Альберт Кусс провел на своей малой родине, покинув наш город, где жил с 1955 года.
Художник был ярым путешественником. Он исколесил весь Советский Союз вдоль и поперек: побывал в Приморье и на Сахалине, на Камчатке и Кавказе, Курильских и Соловецких островах, в Крыму и Кижах. Несколько раз бывал за границей. Впечатления от поездок отразились в целой серии рисунков, изображающих грузинский монастырь и крепость на Босфоре, крестьянский дом в Кижах, минареты Стамбула, развалины Колизея и Трои и многое другое. В этом ряду особо выделяется картина под названием «Воспоминание о Приморье» – в городе Находка Приморского края он работал художником в артели в 1954 году. В 1969-м по приглашению главного политуправления Войска Польского Альберт Кусс ездил в Польшу (откуда родом, кстати, был его дед, сосланный в Сибирь). Там он посетил дивизию, где служил и погиб в 1945 году его отец, майор Первой армии Войска Польского, и получил за него посмертные боевые награды. Имя Казимира Кусса носит одна из польских школ.
На выставке в музее представлена фотография с картины художника, изображающей его отца в военной форме и с модными в то время усиками а-ля Гитлер. Эта и еще пара работ, среди которых – автопортрет 1977 года «Моя песня», свидетельствуют о том, что Альберт Кусс был не только выдающимся пейзажистом, но и хорошим портретистом.
Пока у ангарчан и гостей города есть прекрасная возможность увидеть произведения художника, являющегося одной из самых значимых фигур среди живописцев Иркутской области. Экспозиция картин Альберта Кусса будет работать в выставочном зале музея, что находится на улице Глинки, 25, до конца июня.