Юным актерам театра «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи не привыкать к напряженному режиму выходных. Дневной спектакль в детском театральном центре, за которым очень часто следует «вечерний сеанс» – сценическая работа молодежной студии театра, – так здесь обычно проводят воскресенья. Но 10 и 11 мая стали для «Родничка» совершенно особенными.
В субботу, 10 мая, во дворце состоялась премьера моноспектакля «Мои родители» по дневниковым записям и стихам Марины Цветаевой. Исполнила его Елена Берестенникова, одна из «старожилов», которая в сентябре этого года начнет свой 20-й сезон в театре.
Опыт за это время, конечно, накоплен колоссальный. И не только опыт. Одним из главных достоинств, которые «родничата» приобретают в своем театре, является самостоятельность с прилагающимися к ней вкусом и мастерством. Над спектаклем Лена работала сама: писала текст, подбирала стихотворения, искала фотографии и музыку (мать Марины Цветаевой была ученицей Рубинштейна и без музыки не представляла ни своей жизни, ни жизни своих дочерей). Продумывала костюм, распределяла мизансцены.
В результате пространство в периметре черного полотна задника обрело волшебные свойства: пока Лена жила в нем в образе поэта, оно притянуло к себе внимание зрителей, выключив уличный шум и вообще реальность дворцовского кабинета. Остались только слова такой трудной и такой разной Марины Цветаевой и еще – Ленины глаза, от которых невозможно было оторваться.
У этого моноспектакля был только один недостаток – его было мало. Очень хотелось продолжения. Оказывается, не мне одной. Елена Берестенникова не исключает того, что он может быть расширен, продлен или вообще переработан. Каждый показ – а в первый раз моноспектакль был показан во время фестиваля «Театральная карусель» в марте этого года – может считаться премьерой, потому что текст изменяется, дополняется.
Слова Марины Цветаевой звучали в «Родничке» и на следующий день, 11 мая. В большом зале ДТДиМ состоялся бенефис трех выпускниц 2014 года: Фивеи Рыбаковой, Альбины Бородавкиной и Анастасии Смирновой. И снова девушки самостоятельно выстроили свой «выпускной», при помощи товарищей по сцене наполнив его отрывками из неоднократно сыгранных и только готовящихся спектаклей, стихами, песнями и монологами. По словам руководителя театра Тагира Хамитова, для него все, что придумали девочки, тоже было сюрпризом.
Отрывок из эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» читала Аля Бородавкина. И снова – проникающие в самую душу строки, произносимые человеком, который понимает, что и о чем он говорит. Так получилось, что за почти восемь лет в театре Альбине не удалось сыграть главных ролей в спектаклях. А во время бенефиса она показала себя талантливой, чувствующей, одаренной актрисой.
Еще нет пяти лет, как в театр пришла Фивея – яркая, деятельная, многогранная. Судя по всему, воскресное торжество Мельпомены состоялось во многом благодаря ее организаторским способностям. По признанию Фивы, ее первая роль – цыганки Зербинетты в спектакле по пьесе Жан-Батиста Мольера «Плутни Скапена», дебютировать в которой ей пришлось сразу на Ольхонском фестивале, – до сих пор остается самой любимой. До того, как выйти на сцену в образе цыганки (сценой тогда для «родничат» стал песчаный берег Ольхона), она в течение года просто присутствовала на занятиях и репетициях: сидела и наблюдала, ни во что не вмешиваясь, не участвуя в этюдах. Но этот год, по-видимому, оказал влияние на всю ее дальнейшую судьбу. И Альбина, и Фивея намерены вернуться в «Родничок» педагогами.
Настя пришла в театр еще до школы и осталась здесь на одиннадцать лет. Дома даже беспокоились, что из-за этого могут возникнуть проблемы с учебой. Несколько раз уходила, но всегда возвращалась. Выпускаясь из «Родничка», она шутит: на сцене играла в основном старух и лис. Зато имеет большой опыт исполнения возрастных ролей – ее бабка в «Федоткиных сковородках» запоминается раз и навсегда.
Настя, Аля и Фивея своим бенефисом возродили могучую традицию «выпускных», утраченную «Родничком» лет десять назад. Сделав акцент на этом важном моменте своей жизни, сильные, талантливые, окрыленные, они начинают новое путешествие, которое, надеемся, снова приведет их в театр.