Ангарские ценители балета стараются не пропускать выступлений образцового ансамбля классического танца «Подснежник» центра развития творчества детей и юношества «Гармония». И уж конечно, узнают на сцене звездочек – юных балерин, к которым можно отнести то самое, классическое: «Летит, как пух от уст Эола». Одной из таких «звезд» – на сегодня, пожалуй, самой яркой в коллективе – является солистка ансамбля Анастасия Малахова. Кавычки здесь появились неслучайно: дело в том, что сама Настя звездой себя отнюдь не считает. А ведь, когда глядишь из зала на те легкость, изящество и артистизм, с которыми она выполняет прыжки и пируэты, кажется, что она богиня, не меньше. Поэтому с трудом верится, что в жизни Настя обычная девушка, мало того – выпускница нынешнего года, переживающая сейчас напряженную экзаменационную пору. Заканчивает она 11 класс гимназии №8. Давайте познакомимся с ней поближе.
– Настя, за последние пару лет ты стала «лицом» ансамбля «Подснежник»: твои фотографии красуются на афишах, на сцене ты исполняешь сольные партии. Как ты к этому относишься? Головокружения от успехов не возникает?
– Видеть себя на афишах приятно, не скрою. Но я не люблю, когда считают, что я кем-то себя возомнила. Я за простоту в общении. Сольная карьера, если ее можно так назвать, начиналась для меня тяжело. Моим первым одиночным номером был «Лебедь» Камиля Сен-Санса, я помню, как невыносимо было выходить на сцену одной. С возрастом я, конечно, поняла, что сольный выход – это не только большая ответственность, но и признание заслуг, награда за труд, что моими успехами могут гордиться родные. Так получилось, что на сегодняшний день я одна выпускница в «Подснежнике». Настя Матросова, с которой мы танцевали дуэт «Я и моя тень» во время концерта 15 мая, на год младше. Старшие девушки выпустились, понятно, что основное внимание сейчас уделяется нам. У меня интерес к сольным партиям проснулся только в этом году, стали привлекать ярко выраженные эмоции вариаций, возможность поиграть, почувствовать номер и проявить себя.
– Когда началось твое увлечение классическим танцем?
– Начала танцевать с шести лет. В подготовительной группе детского сада, куда я ходила, был хореографический кружок. Из него вместе с подружками перешла в «Подснежник». Не сама, естественно: мама привела. Она творческий человек, увлекалась балетом и очень хотела, чтобы дочь стала балериной. Это было еще при первом руководителе «Подснежника» Светлане Шестаковой, 12 лет назад.
– А ты о профессиональной карьере балерины не думала?
– До недавнего времени нет. Когда я училась в пятом классе, год провела в балетном училище в Перми. Мне сказали, что у меня есть задатки, предложили попробовать туда поступить. Я прошла отборочный тур, мы с мамой переехали в Пермь, я – в интернат, она – на съемную квартиру. Сейчас я понимаю, на какие жертвы она пошла, но тогда мне там не нравилось. Днем тренировки, вечером репетиции и спектакли, диеты – все по-настоящему. К нам приводили на экскурсии детей из обычных школ, и они смотрели на нас, как на экспонаты. И, несмотря на достижения и успехи, приехав в Ангарск на летние каникулы, в Пермь я больше не вернулась. Жалею об этом решении. Но уже ничего не вернешь, время потеряно, его не догнать никакими тренировками – профессиональной балериной я уже не буду. Там техника нарабатывалась каждый день, стоит совсем немного пропустить – и форма потеряна. А мне на то, чтобы изменились взгляды, потребовалось целых три года. Но возможность стать хореографом я постараюсь не упустить, попробую поступить в Москву или Санкт-Петербург. Если вдруг не получится, получу экономическое образование, но хореографические навыки все равно буду развивать, балет у меня будет всегда.
– Планируешь вернуться в «Подснежник»? Может быть, в качестве педагога?
– Я бы с радостью никуда и не уезжала. Но нужно получать новый опыт… Общаться будем продолжать обязательно. «Подснежник» – это по-настоящему родной, дружеский коллектив, таких мало. Здесь уютно и спокойно, как дома, наши девочки как одна семья. Я это очень ценю. Спасибо большое руководителю Ирине Бабич за то, что она поддерживает такую атмосферу, в которой тренировки – это и работа, и одновременно отдых. Я здесь отвлекаюсь от всего будничного, забываю обо всех проблемах и трудностях. На репетицию лечу как на крыльях.
– Настя, какие еще увлечения, кроме балета, есть в твоей жизни?
– Ходила в художественную школу, в профессиональный класс. Мама по профессии художник-модельер, так что задатки есть. Меня очень привлекает веб-дизайн, хотелось бы больше узнать об этом. Хочу путешествовать, заниматься изучением иностранных языков, вообще развивать себя в культуре. Безумно нравится общаться с творческими людьми.
– Настя, какие партии из тех, что ты станцевала, у тебя самые любимые? И какие из мирового балетного репертуара ты хотела бы выучить?
– Нравится «Эсмеральда», «Щелкунчик» – премьера последнего состоялась на нашем отчетном концерте, очень хотелось его станцевать, музыка Чайковского просто завораживает. Времени было мало, доделывали в последний момент. Мне нравятся современные направления в балете, они у нас в ансамбле тоже развиваются: это «Я и моя тень», «Ода о любви». В нашем черно-белом «Прологе», если вы видели, сочетаются классика и современность. Сейчас это очень популярно. Если бы мы ставили спектакль, хотелось бы поучаствовать в балетной классике – «Спящей красавице» или «Лебедином озере». У нас в репертуаре достаточно номеров, есть возможность во многом себя попробовать.
– Что из того, что ты приобрела благодаря балету, пригодится тебе в жизни? Какие качества помог тебе сформировать «Подснежник»?
– Главный балетный принцип – не жалеть себя. Занятия балетом вообще меняют человека, я это очень хорошо почувствовала в Перми. Как и в любом деле, здесь важна дисциплинированность. Знаю, что я работоспособна, что чувство собственного достоинства не позволит мне что-то сделать плохо. Буду себя во всем развивать. И доказывать прежде всего себе, что талантливый человек талантлив во всем.