В этом году на поддержку деятельности общественных организаций из городского бюджета выделено 5 миллионов рублей. О том, как были распределены эти средства между ангарскими общественниками, мы поговорили с заведующей сектором по связям с общественностью информационно-аналитического отдела администрации города Ангарска Ириной Деменевой.
– Ирина Юрьевна, расскажите о новшествах законодательства и практики в сфере государственной поддержки общественных объединений. Каким образом бюджет поддерживал инициативные группы граждан в прошлые годы и как это происходит в этом году?
– И в прежние годы, и в этот раз материальная поддержка общественных объединений осуществлялась за счет городского бюджета. Просто раньше все заявки поступали и деньги распределялись через соцзащиту, а потому даже сами общественники зачастую не знали, из какого бюджетного «кармана» получают деньги. Однако требования законодательства предполагают конкурсную основу распределения бюджетных средств – это нужно для создания равных условий для всех претендентов и объективного отбора наиболее интересных и перспективных проектов деятельности общественников. В ноябре 2013 года при администрации города Ангарска был создан сектор по связям с общественностью, и мы приступили к работе, руководствуясь федеральными и региональными законами, регулирующими деятельность общественных объединений, – прежде всего законом «О некоммерческих объединениях», в котором прописан порядок оказания поддержки общественным организациям. Эта поддержка может быть разной – организационной, материальной. Организованный в этом году конкурс на предоставление бюджетных субсидий – тоже часть этой поддержки, как и открытый в Ангарске первый ресурсный центр общественных объединений. На самом деле сделано немало, и еще больше предстоит сделать. В Ангарске зарегистрировано около 200 общественных организаций самого разного профиля: ветеранские, инвалидные, спортивные, молодежные, помощи сиротам, многодетным семьям, национально-культурные, политические и другие. У каждого своя специфика работы и взаимодействия с властью и обществом.
– Во время подготовительной работы конкурса на получение бюджетных субсидий в Ангарске много было разговоров и возмущений по поводу конкурсных требований. Люди жаловались на сложность оформления заявок. Все ли справились с поставленной задачей?
– Все новое вызывает настороженность, часто непонимание ситуации, нагнетание эмоций. Так было и в этот раз – кричали, возмущались тем, что требуется заполнить необходимый комплект бумаг, а в итоге справились все, кто хотел принять участие в конкурсе. Понятно, что не все еще дружат с компьютером, но мы и в помощи не отказывали. В том же ресурсном центре все желающие представители организаций имеют право бесплатно пользоваться оргтехникой и доступом в Интернет. Да и на самом деле, несложно было заполнить бланки заявок, многие организации делают то же самое при оформлении заявок на грант. Просто надо сесть, подумать, сформулировать, написать – потратить время и усилия. В итоге тот, кто больше всего возмущался на встречах и организационных собраниях, одним из первых и представил свою заявку. И к чему были эмоции? Всем нам надо учиться новым методам работы, в том числе в оформлении документов. Хочешь получить деньги из бюджета – исполняй требования закона. Не исключено, что в следующие годы такие конкурсы будут проводиться на электронных площадках. А значит, общественникам независимо от возраста и традиций работы придется осваивать и это виртуальное поле деятельности.
– Сколько общественных организаций направили свои заявки на предоставление бюджетных субсидий? На что общественники просили деньги?
– Всего на конкурс поступило 59 заявок. Для сравнения: в прошлом году по линии соцзащиты только 13 организаций выступали претендентами на господдержку. Вот что значит равные и открытые условия конкурса. Если в следующем году все 200 ангарских общественных организаций оформят свои заявки – будем только рады. Чем больше участников конкурса, тем сильнее конкуренция между проектами – а значит, будут выбраны только самые интересные задумки. В этот раз общественники выступили с проектами по работе с ветеранами войны и труда, инвалидами, выпускниками сиротских учреждений, детьми из малообеспеченных семей, спортсменами. Есть очень хорошие проекты, которые можно назвать по-настоящему общественно значимыми, востребованными. К примеру, реабилитация и трудоустройство инвалидов. Общественники взяли на себя эту функцию, с которой в полной мере не может справиться государство. Естественно, такие инициативы снизу будут поддерживаться и развиваться.
– А как происходила оценка заявок и распределение денег? Спрашиваю не для себя – как член конкурсной комиссии видела весь механизм работы с заявками. Но хочется, чтобы об этом знали и все, заинтересованные в результате.
– В этом году в бюджете города на поддержку общественных организаций заложено 5 миллионов рублей. Поданные заявки были распределены по трем направлениям: 1 млн 700 тыс. рублей на проведение социально значимых мероприятий (подано 24 заявки, одобрено 20), 1 млн 300 тыс. рублей на ведение хозяйственно-организационной деятельности общественных организаций (подано 27 заявок, одобрено 16) и реабилитационная работа с инвалидами и ветеранами на сумму 2 млн рублей (подано 13 заявок, одобрено 13). В положении к конкурсу подробно указывались и критерии оценки каждого проекта. Из объективных это численность организации, взаимодействие при реализации проекта с другими НКО. Из тех, что можно назвать субъективными, – оценка социальной значимости и эффективности проекта. Члены комиссии оценивали заявки индивидуально по балльной системе и выносили свои результаты на обсуждение комиссии.
Хочу сделать акцент: оценивалась не общественная организация, а представленный проект работы на этот год. В равных условиях, как того и требовал конкурс, оказались и «старожилы» ангарской общественности, и новички. Власть заинтересована в поддержке тех, кто готов предложить интересные формы работы, кто намерен развивать свою деятельность. Претендуешь на бюджетные деньги – докажи, что ты достоин получить их, имеешь для этого все основания и можешь в полной мере отчитаться за проделанную работу (и потраченные деньги). Вот вы скажете: написать можно все, что угодно. Конечно, можно. А как потом это будешь воплощать? Ведь и конкурс, и закон «О некоммерческих объединениях» предполагают не только господдержку за счет бюджетных денег, но и надзор за их использованием. Обязательно посетим заявленные в проектах мероприятия и проверим отчетную финансовую документацию. По-другому и быть не должно – нецелевое использование бюджетных денег преступно и карается по всей строгости закона. Так что выделенная сумма на проведение социально значимых мероприятий не может пойти на оплату счетов за свет и воду. Надеюсь, что это все поняли еще на стадии оформления заявок.
Общественники – самая активная часть населения. Они ведь изначально сплочены идеей, общим интересом, желанием что-то изменить, и самые деятельные и инициативные создают свои объединения. Выдержат ли их формы работы проверку временем и трудностями – вот вопрос. Город у нас небольшой, общественная работа на виду. И многие из нас знают, кто как работает, насколько активен. Кто-то горит идеями, держась на энтузиазме и альтруизме, а для других общественная работа стала формальностью. Так что репутация общественной организации, думаю, тоже стала невольным субъективным фактором при оценке проекта.
– При обсуждении проектов члены комиссии упоминали тот факт, что большой объем выделяемых субсидий уходит на хозяйственную деятельность общественных организаций, которые имеют в пользовании помещение. Комнаты, квартиры, здания позволяют общественникам вести активную деятельность, собираться вместе, устраивать на базе своего помещения различные мероприятия и координировать свою работу. Однако оплачивать счета за коммунальные услуги многие из них не в состоянии. Одна надежда – на помощь бюджета, который, естественно, стремится минимизировать эти статьи расхода. Как решаются подобные вопросы в других муниципалитетах?
– Во многих случаях наш бюджет пока еще тянет эту статью расхода. Но так продолжаться может не всегда. Некоторые общественники понимают это и не стремятся заполучить отдельное помещение. К их услугам – наш ресурсный центр в 8 микрорайоне. Оставляйте заявку и собирайтесь в центре, проводите свои встречи, конференции, пользуйтесь телефонами, компьютерами, принтерами. В том же Новосибирске подобные ресурсные центры имеются в каждом районе города, и люди активно пользуются площадями и возможностями таких площадок. Другие муниципалитеты идут по пути консолидации общественных организаций в одном месте – выделяется целое здание, где организации имеют свои офисы, общий конференц-зал, столовую, администратора. Такая форма организации работы также позволяет сокращать расходы на хозяйственную деятельность общественников. У нас же пока другая ситуация: кто-то давно имеет свое помещение, кто-то из общественников только мечтает о такой «роскоши», и все уповают, что расходы по содержанию покроет бюджет. Честно скажу, что ограниченные возможности расхода по этой статье позволили выделить организациям меньшие суммы на оплату коммуналки, чем те, на которые они претендовали. Им придется изыскивать другие источники финансирования и закрывать свои счета.
– Еще один больной вопрос – бюджетная поддержка ветеранских организаций. Городской совет ветеранов, общественную организацию бывших узников фашизма поставили в один конкурсный ряд с другими объединениями общественников, и они точно так же, как все, должны были доказывать право на получение субсидий на свою деятельность. В итоге ветераны получили другие суммы, которые оказались меньше тех, что стояли у них в заявках. Наверное, с точки зрения закона, это правильно, но насколько справедливо с общечеловеческой точки зрения?
– Ну, во-первых, это не совсем так – на реабилитационную работу эти организации в большинстве случаев получили даже больше, чем просили и чем получали на те же нужды в предыдущие годы. Результаты распределения субсидий выложены на официальном сайте администрации, и в этом может убедиться каждый. Что касается других статей расхода, то, оценивая это, мы часто сталкиваемся со смешением понятий «социальная защита» и «социальная поддержка». В первом случае речь идет о гарантированных государством выплатах. Разве наши ветераны сегодня не получают в полном объеме свои пенсии и социальные выплаты? Получают по линии соцзащиты и пенсионного фонда. С этим, думаю, спорить не будут. Что же касается социальной поддержки, то в данном случае мы говорим о материальном субсидировании работы общественной организации. Оценивается ее эффективность, а не заслуги членов этой организации. Нельзя смешивать эти понятия! В этом году мы от многих общественников выслушали примерно такой аргумент: дайте нам денег, потому что мы самые заслуженные, самые нуждающиеся, самые уважаемые или всех дольше работаем. Так никто и не опровергает это! Но, как думаете, будет ли все это аргументом для надзорных органов, проверяющих целевое расходование бюджетных средств по статье «Субсидии на проведение социально значимых мероприятий»? Они будут оценивать эффективность этих мероприятий и траты на них, а не, к примеру, военные заслуги участников войны. Если ветераны создали свою организацию, значит, имеют силы и возможности работать с общественностью. Нет уже сил – готовьте преемников и помощников из числа молодых и энергичных, стройте совместную работу с молодежными организациями. На это и выделяются деньги, причем на конкурсной основе.
– Честно признаюсь: считаю, что ветераны, их активисты давно уже заслужили право на всестороннюю государственную (в том числе материальную) поддержку из бюджетов всех уровней. И если они еще проявляют общественную активность, несмотря на возраст и болезни, то должны не просить денег на свою деятельность, а просто получать их соразмерно с разумными и обоснованными затратами. Да, чаще всего они просто собираются вместе, чтобы попить чай, пообщаться, лишний раз увидеть друг друга. И это, наверное, для них сейчас важнее всего. Но статьи расходов на такие чаепития трудно вписать в раздел «социально значимые мероприятия». Проще всего – лишить их этой возможности. Не приведет ли такая позиция к свертыванию деятельности ветеранской организации? Какой здесь видится выход? Позволяет ли закон проводить такие объединения вне конкурса, отдельной строкой бюджетных расходов?
– Отвечая на этот вопрос, хочу заметить, что в этом году ветеранские и инвалидные организации пользовались приоритетом при распределении средств на поддержку общественных объединений и получили на свою деятельность немалые деньги. В следующем году мы решили все организации распределить по направлениям и проводить оценку проектов, сравнивая их между собой в рамках одного сектора – инвалидные с инвалидными, спортивные со спортивными, ветеранские с ветеранскими. Что это значит? Что почивать на заслуженных лаврах не надо, прошлые заслуги могут оказаться не в счет, если кто-то другой предложит проект по более эффективной работе с теми же инвалидами или ветеранами. Нужно искать новые формы работы, развивать свою деятельность. В том же Иркутске очень активно работают с пожилыми людьми, организуя для них не только курсы компьютерной грамотности, но и разные конкурсы, интересные проекты, например по обучению иностранным языкам. Приоритет при финансировании отдается активной познавательной, образовательной, культурной, оздоровительной деятельности. А простое чаепитие можно провести и за свой счет, для теплого общения не обязательно ходить в кафе, можно организовать встречу на базе своего помещения. Ни один бюджет не даст денег «по привычке», по традиции или из-за уважения к благополучателю. Все траты должны быть обоснованными. Это не наши выдумки, это требования закона, перед которым, как известно, все равны. Тем более когда речь идет об общественной работе, инициированной самими гражданами.
– Пока проходил конкурс и шло распределение средств среди общественников, «незаметно» наступил праздник 9 Мая. Те же ветеранские организации вынуждены были «изобретать велосипед» и находить возможность хоть как-то поздравить своих стариков с Днем Победы. Руководителю организации бывших узников фашизма Тамаре Макаренко помогли члены другой общественной организации – многодетные семьи из «Большой семьи», которые лично ездили по домам и вручали подарки лежачим ветеранам. В этот раз выкрутились, в следующий раз спонсоров на это дело может не найтись. Как бы вы прокомментировали ситуацию?
– Что касается подарков и поощрения актива, то все это можно было заложить в статьи расходов своего проекта. Многие организации так и сделали. Относительно нынешнего 9 Мая соглашусь – в силу определенных причин мы в этом году запоздали с конкурсом, который проводился впервые. Однако еще в начале года общественников поставили в известность, что понесенные расходы можно будет вернуть. Найдите деньги под свое мероприятие, сохраните доказательства трат и проведите их по проекту. А приведенный пример взаимодействия одной общественной организации с другой очень хорош. Он нужен и взаимовыгоден всем сторонам. Для детей общение с ветеранами – воспитательный процесс, для пожилых людей – радость от внимания, которого им не хватает больше, чем подарков. Знаю факты, когда ветераны приходили в детские дома, чтобы своей цветочной рассадой облагородить территорию детского учреждения. Вот это – работа во благо других.
– Ирина Юрьевна, любой конкурс предполагает победителей и проигравших. Получается, что запрашиваемые субсидии дали не всем? На что эти организации могут претендовать в будущем? И какую работу (разъяснительную, вспомогательную) планируется проводить с теми, кто будет претендовать на бюджетные деньги?
– Тех, кто в этом году претендовал на субсидию, но не получил ее, я бы не стала называть проигравшими. Скорее, не сумевшими доказать социальную значимость своего проекта. Просто надо к следующему году подготовиться соответствующим образом и подойти к конкурсу «во всеоружии». Многим организациям следует привести в должный вид свой устав, обновить его согласно требованиям нового законодательства, вообще навести порядок в своих документах и подумать над новыми методами работы и развитием собственной деятельности. Конечно, проще всего следовать по накатанным рельсам, но нужно ли это, востребована ли такая работа членами организации, горожанами? Вот о чем следует подумать. Со своей стороны мы предлагаем помощь – и с разъяснением законодательства, регламентирующего деятельность некоммерческих организаций, и в подготовке документов. Если за ними стоит действительно нужное обществу, перспективное дело, задумка, идея, если организация деятельна, активна и уповает не столько на бюджетные деньги, сколько на собственные силы, то такой проект будет поддержан и найдет отклик у чиновников и общественности.
– Какие проекты благодаря бюджетной поддержке будут в ближайшее время реализованы в Ангарске?
– Впервые бюджетную поддержку получил известный за пределами города международный театральный фестиваль на Ольхоне, организатором которого выступает ангарская общественная организация «Творческие театральные мастерские». Очень хорошо работает с инвалидами организация «Феникс», которая в рамках взаимодействия с Центром занятости занимается ремонтами квартир инвалидов силами инвалидов же – здесь мы видим трудоустройство одних членов общества и помощь другим. Получили поддержку города на проведение своих мероприятий и чернобыльцы, и участники таких национально-культурных организаций, как «Туя» и автономия татар, а также члены организаций Ангарского клубного дома для инвалидов-душевнобольных, Всероссийского общества инвалидов, общества слепых, глухонемых, «ИнваТурСпорт», «АРДИ», «Семьи – детям», «Я делаю добро». При этом соглашение, которое сейчас администрация города заключает с каждой организацией-благополучателем, не предусматривает никаких обязательств со стороны общественников, кроме строгой финансовой отчетности и целевого расходования средств. Это не подкуп общественности со стороны государства, а добровольная поддержка самых активных и деятельных.
Беседу вела Вера Инёшина