С Артёмом мы познакомились во время «Музейной ночи»: одной из изюминок концертной программы Музея часов было выступление этого удивительного музыканта. Весной Артем Кузнецов неожиданно для себя стал победителем конкурса молодых джазовых исполнителей, проводившегося на радио «Вельвет» совместно с продюсерским центром «Джаз на Байкале». Музейной публике музыкант представил программу, состоящую из известных джазовых стандартов и собственных композиций. О том, как он пришел к этому сложному и прекрасному жанру и какова обыденная жизнь ангарского джазмена, Артем согласился рассказать нашим читателям.
– Артем, ты сказал, что это был твой первый конкурс в качестве гитариста. Как ты стал его участником?
– Помогли социальные сети. Увидел информацию о конкурсе на страничке у друзей. Ознакомился с условиями – у меня оказалась соответствующая по стилистике запись. Опубликовал в Интернете свой «Вечерний блюз» – просто так – и неожиданно стал лидером голосования с отрывом от ближайшего конкурсанта в 200 голосов! Как победитель, я получил право на трансляцию своей композиции в радиоэфире и на участие в гала-концерте фестиваля «Джаз на Байкале» 9 апреля во Дворце культуры «Нефтехимик». Мне выпала честь открывать этот концерт, играть на одной сцене с великими музыкантами из фьюжн-проекта Алексея Подымкина и «Мэри МакБрайд бэнд» – это интереснейший опыт! Приглашение на «Музейную ночь» в Музее часов – это тоже приятные последствия победы в конкурсе.
– Когда в твоей жизни появилось сочинительство?
– Во время учебы в школе искусств №4, которую я окончил в 2003 году и куда вернулся преподавателем после музыкального колледжа. Главные свои успехи в композиции я сделал под руководством преподавателя Светланы Поповой. У меня всегда была тяга освоить инструмент. Не столько разобрать ноты, сколько подобрать какую-то мелодию. Может быть, это и развило музыкальность. Или наоборот: врожденная музыкальность этого требовала. На юбилее Ангарска в 2011 году, когда проводился конкурс гимнов для города, моя песня исполнялась хорами. Надеюсь, что этим летом удастся наконец записать свой диск.
– Но школу искусств ты окончил по классу фортепиано.
– Действительно, по образованию я классический пианист: этим инструментом занимался и в школе, и в колледже. С шести лет я почувствовал огромную тягу к занятиям музыкой. В семь упросил родителей купить инструмент и поступил в школу искусств №4 на отделение фортепиано. Влечение к этому инструменту сохраняется по сей день. Особенно люблю рояль: его звуки – это какая-то музыкальная магия. Хотя как клавишник сегодня практически не выступаю. И не преподаю фортепиано. В школе иногда аккомпанирую хорам – и все. Любимое мое занятие – прийти в концертный зал и поимпровизировать на рояле для узкого круга. Или – в полном одиночестве. Не зажигая света. Вообще люблю играть в темноте.
– При таком трепетном отношении к фортепиано как в твоей жизни появилась гитара – ведь сейчас тебя в городе знают именно как гитариста?
– Это тоже произошло в школе. Как все подростки, увлекся рок-музыкой. Отец купил мне первую гитару. Я освоил ее практически самостоятельно, порой консультируясь с профессионалами, прибегая к помощи Интернета. Окончив школу, на следующий год вернулся сюда в эстрадный оркестр, чем удивил своих преподавателей. Гитара стала преобладать примерно с 2009 года, когда я еще доучивался на пианиста. Как ни крути, классическое, академическое образование ограниченно, а эстрадное мышление свободно – может быть, именно это меня и привлекло. Сегодня в школе я преподаю гитару, электрогитару и эстрадный ансамбль.
– А как ты пришел к джазу?
– Начал работать в ресторанах как рок- и поп-музыкант в кавер-группах. И постепенно понял, что техники не хватает, играешь ты Майкла Джексона или Ёлку. Стал развивать умение, а заодно «подтягивать» разные стили: фанк, фьюжн, а там недалеко и до джаза. Те, кто работает в ресторанах и клубах, наверняка меня поймут: от «минусов» постепенно устаешь, хочется придумать что-то свое. Я много импровизирую под «минус» и стараюсь записывать импровизации. Потом, прослушивая их, можно услышать интересные идеи. Кстати, именно так появилась и та композиция, которая принесла мне победу на конкурсе.
– Чем тебя привлекает преподавание в школе?
– Преподавание появилось в моей жизни, когда я учился на первом курсе музыкального колледжа. В родной школе мне было удобно, комфортно, лишний заработок студенту не помешает – почему бы нет? Обучение пианистов – слишком трудоемкий процесс, он требует усидчивости как от ученика, так и от учителя. С гитарой все по-другому, здесь на первом месте самостоятельность музыканта. Поэтому здесь я тоже пришел к гитаре. В этом году выпустилась из школы моя первая ученица – кстати, отличница. Преподавание для меня довольно комфортный и интересный процесс: дети учат, воспитывают, закаляют меня так же, как я их. Есть плюсы и с профессиональной точки зрения – занимаясь с ними, я всегда остаюсь в форме. Пятилетний преподавательский стаж уже имеет свои плоды: последние два года я уже спокойно встречаю новых учеников, знаю, что им говорить и как. В школе важен результат, постоянно приходится что-то менять, развиваться самому.
– Как человек, большая часть жизни которого связана с музыкой, что бы ты посоветовал нашим читателям?
– Предпочитая сегодня джаз, я тем не менее слушаю и играю музыку разных стилей и направлений: от группы «Ленинград» до Баха. Исходя из своего опыта, могу сказать: музыку лучше слушать тихо и в полутьме – обостряется слух и улавливается множество новых нюансов. Всем советую почаще бывать на «живых» концертах – почувствовать музыку можно, только слушая ее. После хорошего концерта появляется стремление что-то делать, развиваться самому. Мне, кстати, очень понравился концерт в Музее часов – приятно играть для подготовленной, внимательной публики. Очень хочется, чтобы таких людей в Ангарске было больше.
Беседовала Олеся Павлюченко