Непростым выдался юбилейный 55-й сезон для народного театра «Факел». На смену подготовке к грандиозному юбилею коллектива в ноябре-декабре 2013 года пришла озабоченность проведением многообещающего юбилейного XV фестиваля-лаборатории «Сибирская рампа-2014» в рамках Международного летнего театрального центра «Ольхон». Но эти приятные творческие хлопоты омрачились известием о том, что театр может лишиться дома – репетиционного помещения за малым залом Дворца культуры «Современник».
Эта тема была затронута всеми СМИ города, поднята на заседании думы. С начала лета художественный руководитель и режиссер народного театра «Факел» заслуженный работник культуры Российской Федерации Александр Кононов в «Современнике» больше не работает. Казалось бы, ничего страшного – ведь здесь после окончания творческого сезона разрывают контракт со всеми, чтобы в сентябре вновь принять их на работу. Но в отношении Александра Ивановича ситуация несколько иная.
Дело в том, что работа народного театра не удовлетворяет директора дворца Валентина Головачева. По мнению последнего, коллективы, работающие в ДК, должны приносить доход: ведь статус «Современника» (автономная некоммерческая культурно-просветительская организация) таков, что на его содержание и выплату заработной платы сотрудникам никаких денег из муниципального бюджета не выделяется. Что дворец заработает на аренде помещений, выступлениях гастролирующих артистов, оплате занятий в детских коллективах – на то и живет.
В итоге администрация предъявляет к творческим коллективам соответствующие требования, с которыми не все соглашаются. Поэтому из-под крыла «Современника» в последнее время ушли несколько художественных руководителей. Ушли, потеряв одну из лучших в городе площадок для выступлений, лишившись репетиционной базы, а кто-то – и коллектива. Это народный театр «Алые паруса», уникальный театр современного танца «Дансер», непревзойденный театр мод «Карина» и другие. Видимо, пришла очередь и «Факела».
В самом деле, о каком воспитании подрастающего поколения (а именно в этом видит предназначение народного театра Александр Кононов) и погружении в драматургический материал может идти речь, если возможности выйти на большую сцену со своими наработками почти нет? Если за стенкой, в малом зале, во время репетиций происходят богослужения альтернативной церкви, последователи которой его арендуют? Если афиши и программки к новым спектаклям приходится заказывать на собственные деньги? Если сцену малого зала, даже собственными силами, никак не удается всерьез, по-настоящему, отремонтировать – арендаторы постоянно выводят ее из строя?
Театр, особенно народный, должен работать в покое, только тогда он даст свои плоды. В своем недавнем обращении к Совету Федерации президент говорил о необходимости развития в стране любительских театральных коллективов как залога духовного здоровья будущих поколений россиян. Поэтому ситуация, сложившаяся во Дворце культуры «Современник», не может оставаться в его стенах. Отсюда – большой общественный резонанс.
Мнения ангарчан, кстати сказать, разделились. Городская администрация всерьез рассматривает вопрос о создании муниципального театра, используя ресурсы «Факела». За время своего существования этот театр стольким актерам открыл путь на профессиональную сцену, что из них можно было бы сколотить собственную труппу. На столь же профессиональном уровне подготовка сегодняшних артистов – это подтверждают многочисленные победы театра на фестивалях.
А вот в администрации района считают, что муниципальный театр не нужен, так как на его содержание потребуются большие бюджетные отчисления, в то время как сам он никакого материального дохода приносить не сможет. В самом деле, его дело не зарабатывание денег, а взращивание человеческих душ, закладывание в них важных жизненных ориентиров – задача куда более сложная, требующая масштабных вложений. Хотя и выгода от этого неизмеримо большая, только исчисляется она не в деньгах – для тех, кто понимает.
Что касается ангарских театралов, они вообще не понимают, как можно бросаться такими людьми, как Александр Кононов, такими коллективами, как «Факел»! У него огромный потенциал: репертуар театра таков, что актеры могут играть в неделю по 2-3 спектакля для взрослой, детской и школьной аудитории.
Он, как и «Чудак» Леонида Беспрозванного, неотделимая часть Ангарска, его достояние, лицо, кроме того – теперь уже и международный бренд. «Факел» пользуется громадным уважением в театральной Москве и за рубежом благодаря уникальному, чудесному фестивалю на острове Ольхон. Сюда стремятся приехать в конце июля любительские театральные коллективы, без преувеличения, со всех концов мира, чтобы изучить азы русской театральной школы под руководством опытнейших столичных педагогов.
Сегодня возможности репетировать и готовиться к очередному фестивалю у «факельцев» никто не отнимает. «С 31 мая срочный трудовой договор с Александром Кононовым действительно прекращен, – приводятся слова директора ДК «Современник» Валентина Головачёва на одном из ангарских информационных сайтов. – Но выставлять театр на улицу никому и в голову не приходило. Мы ждем, как решится этот вопрос: либо по инициативе Александра Ивановича будет создан муниципальный театр, которому выделят помещение, штаты, бюджет, либо «Факел» остается в «Современнике» и будет выполнять необходимые дворцу задачи». До сентября Александр Кононов со своим коллективом может репетировать в прежнем помещении. В то же время будут продолжаться поиски подходящего зала для народного театра. Если к началу нового творческого сезона помещение еще не будет найдено, переговоры возобновятся.
Но уже эти три выигранных месяца много значат. Они дают возможность «Факелу» доделать начатый спектакль, полноценно подготовиться к юбилейному XV фестивалю «Сибирская рампа-2014», который будет посвящен современному театру. Эти три месяца даны и всем тем, от кого зависит, будет ли театр в Ангарске развиваться, повысится ли уровень культуры ангарчан, наших с вами детей и внуков. Так как никакое другое искусство, как театр, не работает над созданием нормальной, гармонично развитой личности.